21.05.2021

Крылатый космический аппарат БОР-4

Макет в масштабе 1:1.

Размещение: раздел «КБ-1. Космический бульвар».

Предприятие: НПО «Молния».

Крылатый космический аппарат БОР-4 (беспилотный орбитальный ракетоплан) предназначался для отработки в условиях реального космического полета теплозащиты будущего орбитального корабля «Буран». Носовая часть аппарата повторяла обводы носовой части будущего «Бурана». Общий вид аппарата БОР-4 представлял собой уменьшенный в два раза советский орбитальный самолет, создававшийся по программе «Спираль» в 70-е годы. Тогда этот проект осуществлен не был, но в рамках его реализации проводились короткие суборбитальные испытательные полеты уменьшенных аппаратов БОР-1, БОР-2 и БОР-3.

БОР-4 имел небольшие размеры: длину около 4 м и вес менее 1,5 т — почти как автомобиль. Двигатели, топливо, бортовая ЭВМ, системы автоматики и навигации — вот все, что удалось разместить в его фюзеляже. Чтобы при посадке не повредить испытываемые образцы теплозащиты, было принято решение сажать БОР-4 на воду. Небольшого парашюта для мягкого приводнения было достаточно.

Из соображений секретности все понимали, что сажать аппарат нужно во внутренний водоем. По траектории полета это были либо Черное море, либо озеро Балхаш. Но все было впервые. Гарантировать точность посадки без испытаний было невозможно. Поэтому было принято решение сажать первые ракетопланы в акваторию Индийского океана.

Также из-за секретности проекта «Буран» аппаратам, выводимым на околоземную орбиту, было решено официально давать нейтральные названия искусственных спутников Земли серии «Космос». Разумеется, в прессе не афишировались назначение и подробности полета.

При первом орбитальном запуске 3 июня 1982 года ракетоплан получил наименование «Космос-1374». Совершив полуторавитковый полет вокруг Земли, аппарат приводнился в 560 километрах южнее Кокосовых островов. Второй полет под открытым названием «Космос-1445» состоялся 15–16 марта 1983 года. Приводнение произошло в том же районе. Хотя советским кораблям удалось оперативно поднять аппараты на борт специализированных морских судов, событие не могло не привлечь пристальное внимание иностранной разведки. С самолетов были получены детальные снимки советских космических аппаратов. Именно по этой причине и после подтверждения достаточной точности приводнения следующие два возвращения решено было провести в акваторию Черного моря. Они состоялись 27 декабря 1983 года («Космос-1517») и 19 декабря 1984 года («Космос-1614»).

Выполненные полеты позволили решить вопрос не только с натурным испытанием теплозащиты, но и другие важные моменты. Так, например, поскольку использование на аппаратах «БОР» традиционных самолетных антенн было невозможно, то потребовалась разработка антенн с теплозащитными покрытиями.

После полетов аппаратов БОР-4 в 1984–1988 годах были выполнены пять суборбитальных полетов аппаратов БОР-5, которые представляли собой уменьшенный в восемь раз орбитальный корабль «Буран». Полеты аппаратов БОР-4 и БОР-5 открыли дорогу для успешного осуществления космического полета знаменитого и, увы, единственного орбитального ракетоплатна «Буран».