Eng
21.05.2021

Автоматическая орбитальная станция «Алмаз» (натурный образец)

Предприятие: АО ВПК «НПО Машиностроения».

Конструкторы ОПС «Алмаз»: В.Н. Челомей, Г.А. Ефремов; ТКС: В.Н. Челомей.

Размещение: раздел «КБ-1. Космический бульвар».

Орбитальные станции «Алмаз» создавались под руководством великого конструктора ракетной техники Владимира Челомея. Станции проекта «Алмаз» были необходимы для проведения разведки земной поверхности из космоса. Два-три космонавта могли работать на орбите и проводить съемку. В 1964 году начались работы по созданию станций-разведчиков, снабженных специальным фотоаппаратом под названием «Агат». Космонавты же должны были нацеливать станцию на нужные объекты. В носовой части станции находился бытовой отсек, где космонавты могли отдыхать и принимать пищу. За ним шел рабочий отсек с пультом управления и аппаратурой. Для обороны от нежелательных «гостей» станция снабжалась скорострельной авиационной пушкой.

Для доставки на станцию приборов и всего необходимого для жизни космонавтов были созданы тяжелые транспортные корабли снабжения весом 19 т. Корабль состоял из двух отсеков — возвращаемого аппарата и функционально-грузового блока. Возвращаемый аппарат мог использоваться многократно. Проявленная на борту станции пленка с секретными кадрами могла доставляться на Землю капсулами сброса информации. Впервые такая капсула была доставлена на Землю 22 сентября 1974 года. Доставляться на орбиту Земли станция и корабль должны были при помощи ракеты-носителя УР-500К разработки Челомея. Сейчас мы знаем эту ракету как «Протон».

Первая орбитальная станция «Алмаз» была запущена на орбиту 3 апреля 1973 года под именем «Салют-2», но из-за аварии так и не посещалась космонавтами. Примерно через год на орбиту доставили следующую станцию, получившую имя «Салют-3». Через несколько дней к станции пристыковался корабль «Союз-14» с экипажем в составе Павла Поповича и Юрия Артюхина.

На третьей станции, оставшейся в истории как «Салют-5», работали два экипажа. В 1976 году на борту работали космонавты Борис Волынов и Виталий Жолобов. Их полет был наиболее трудным и длительным: во время полета станция была обесточена, и экипажу пришлось ликвидировать аварию. Во второй экипаж вошли космонавты Виктор Горбатко и Юрий Глазков.

В 1978 году работы по созданию станций серии «Алмаз» были прекращены, но продолжали проектировать их беспилотные варианты. По своей сути эти аппараты являлись тяжелыми спутниками. На них вместо фотоаппарата устанавливался локатор под названием «Меч-К». 25 июля 1987 года была запущена беспилотная станция, ставшая известной как «Космос-1870», а 31 марта 1991 года — первый аппарат этого проекта, который официально получил название «Алмаз-1А». С этой станции проводилась разведка ледовой обстановки вокруг зажатого во льдах Антарктиды теплохода «Михаил Сомов». Благодаря снимкам, которые сделала станция, стало возможным провести спасательную операцию.

Партнеры



Центр «Космонавтика и авиация» продолжает работу в формате COVID-free. При посещении музейно-выставочных площадок необходимо предъявить QR-код: вакцинированного, переболевшего либо выданный после отрицательного ПЦР-теста, и документ, удостоверяющий личность (паспорт, водительское удостоверение, военный билет).
Дети до 14 лет могут посещать музеи в сопровождении взрослых, имеющих QR-код, дети от 14 до 18 лет — без QR-кода и без сопровождения. Подробная инструкция по получению QR-кода доступна на портале mos.ru. Для сокращения времени на проверку просьба готовить документы и QR-код заранее.

С заботой о вас.

Команда ВДНХ.

-->