Eng

Стыковка «Союза» и «Аполлона»

Добрый день, дорогие читатели блога! На связи экскурсовод центра «Космонавтика и авиация» Мария Янченко.

47 лет назад, 17 июля 1975 года, космонавт Алексей Леонов и астронавт Томас Стаффорд пожали друг другу руки на орбите. Это историческое рукопожатие транс­лировалось на весь мир в прямом эфи­ре. Так начиналось международное космическое сотрудничество.


Первое рукопожатие в космосе. Слева Алексей Леонов, справа Томас Стаффорд

Идея объединения усилий в освоении космоса была высказана еще в 1963 году, когда Дж. Кеннеди предложил Н. С. Хру­щеву совместную лунную программу. Особенно актуальной эта тема стала после выхода в 1964 году повести «В плену у орбиты» фантаста Мартина Кейдина. По сюжету американский астронавт терпит аварию на орбите, и к нему на помощь приходит советский космонавт на корабле «Восток». Бесспорно, возможность проведения совместной спасательной операции в космосе обезопасила бы полеты, но соперничество Соединенных Штатов и Советского Союза в те годы сильно ограничивало сотрудничество.

В 1969 году, успешно высадившись на Луну, американцы выиграли один из этапов космической гонки. Но вместе с тем стало ясно, что дальнейшего финансирования лунной программы не будет. Тогда идея совместной работы с СССР вновь оказалась на повестке дня.

В июле 1970-го США в лице администратора NASA Томаса Пейна выступили с инициативой сближения двух сверхдержав в космической отрасли. Пейн в письме президенту Академии наук СССР Мстиславу Келдышу предлагал обсудить вопрос совмес­тимости стыковочных систем. М. Келдыш, заручившись поддержкой правительства, пригласил американских специалистов в Москву. 26–27 октября впервые рассматривалась возмож­ность обеспечения средств сближения и стыковки космических аппаратов. Спустя три месяца NASA выдвинуло предложение о стыковке кораблей «Союз» и «Аполлон». В это же время СССР готовился к запуску первой станции «Салют», и вскоре основным вариантом совместного полета стали считать уже стыковку «Аполлона» к комплексу «Салют­» — «Союз». Однако в апреле 1972 года советская сторона отказалась от проекта, потому решено было вернуться к первоначальной идее — стыковке двух космических кораблей. Так на свет появился эксперименталь­ный проект «Аполлон» — «­Союз» (ЭПАС).

Шуточная эмблема ЭПАС, изготовленная в США. Верхом на корабле «Аполлон» сидит героиня американских комиксов собака Снупи, а напротив нее на корабле «Союз» устроился русский медвежонок

Для реализации программы советским и американским специалистам предстояло решить целый ряд задач. Важнейшей из них было создание стыковочной системы.

Стыковочные агрегаты на «Сою­зе» и «Аполлоне», хотя и были построе­ны по одной и той же схеме «штырь-ко­нус», не могли работать совместно. Специалисты приняли решение разработать новую универсальную конструкцию, которая позволит любому из кораблей брать на себя активную роль. Из двух вариантов схемы стыковочного агрегата выбрали советскую — с тремя направляющими «лепестками». Таким образом появился совершенно новый андрогинно-периферийный агрегат стыковки (АПАС).

Андрогинно-периферийный агрегат стыковки

Одна часть агрегата была установлена на корабле «Союз-19» вместо стандартного стыковочного оборудования, вторая часть — на «Аполлоне». Частью оборудования американского корабля стал также переходный отсек. Его необходимость обуславливалась разницей атмосфер «Союза» и «Аполлона». Если на первом ее давление и состав были близки к земному, то на втором экипаж дышал чистым кислородом, а давление составляло лишь треть атмосферного. В переходном отсеке космонавты и астронавты проводили по несколько часов, адаптируясь к условиям другого корабля.

Состыкованные корабли «Союз-19» и «Аполлон»

Дополнительной проблемой стала синтетическая ткань костюмов советских космонавтов — в атмосфере «Аполлона» она становилась огнеопасной. Специалистам пришлось спешно разрабатывать новый термостойкий полимер.

Всего с мая 1972-го по июль 1975 года СССР и США провели­ порядка 20 встреч, 11 совместных испытаний всех видов и шесть со­вместных тренировок экипажей и персонала Центров управ­ления полетом. Советский Союз провел два беспилотных испытательных полета и один пилотируемый.

15 июля 1975 года в 15:20 по московскому времени с Байконура стартовал «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. Оба уже летали ранее. Американский экипаж, стартовавший через семь с половиной часов, почти полностью состоял из новичков. Пилот командного модуля Вэнс Бранд и пилот стыковочного модуля Дональд Слейтон отправлялись на орбиту впервые. Но их неопытность с лихвой компенсировалась опытом командира Томаса Стаффорда — для него этот полет был четвертым!

Экипажи космический кораблей «Аполлон» и «Союз-19»

Спустя двое суток долгожданная стыковка состоялась. Символично, что Леонов и Стаффорд пожали руки, пролетая над Эльбой. Четырежды экипажи ходили друг к другу в гости, обменивались сувенирами и даже проводили совместные эксперименты. Проведение этой символической деятельно­сти было сопряжено с серьезными рисками. В случае определенных нештатных ситуаций участники полета должны были возвра­щаться на Землю в том корабле, в котором находились в этот момент, при том что спускаемый аппарат «Союза» не был рассчитан на пятерых.

Не обошлось без курьезов. Во время совместного обеда на «Союзе» американцам предложили тубы с надписью «Водка», в которых на самом деле находился борщ.

Томас Стаффорд (слева) и Дональд Слейтон держат в руках шуточный презент советских космонавтов — тюбики с «водкой», в которых оказался борщ

Полет в состыкованном состоянии продолжался без малого 44 часа. Выполнив программу, экипажи благополучно вернулись на Землю.

Встреча на орбите, казалось, положила начало нового периода в освоении космоса. Следующим шагом совместной кос­мической деятельности должен был стать по­лет американского многоразового космического ко­рабля «Спейс шаттл» к со­ветской станции «Салют». Увы, этим планам не суждено было сбыться. В конце 70-х отношения двух сверхдержав ухудшились, разрядка сменилась новым витком напряженности. Лишь спустя долгих 20 лет после космической «встречи на Эльбе» «Спейс шаттл» осуществил стыковку уже с российской орбитальной станцией «Мир». Фрагмент полномасштабной копии этой станции вы сможете увидеть, придя на экскурсию в наш центр. До новых встреч!

Партнеры