Eng

Нереализованные планы Юрия Гагарина

Добрый день, дорогие читатели блога #КосмосИзДома! Сегодня с вами ведущий экскурсовод центра «Космонавтика и авиация» Анастасия Стебалина.

В год 60-летнего юбилея первого полета человека в космос мы вспоминаем это великое достижение. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин покорил околоземную орбиту на космическом корабле «Восток», после чего он стал известен во всем мире, приглашался на прием к королеве Великобритании, попал на обложку журнала «Тайм» как человек года…

Безусловно, его слава была более чем заслужена, но на одном одновитковом орбитальном полете, пусть и первом в истории, Юрий Алексеевич останавливаться не собирался — в его планы входили и другие этапы покорения космического пространства.

Обложка журнала «Тайм» с Юрием Гагариным

В многочисленных интервью Гагарин неоднократно говорил, что полетит и на Луну, и на Марс, и даже к звездам, если поступит такое задание. Последние два пункта не просто не были реализованы в те годы — до сих пор человек не был ни на Марсе, ни тем более у далеких звезд за пределами Солнечной системы, а вот пилотируемые полеты на Луну рассматривались как возможные уже в шестидесятые годы. В 1966 году по приказу Н. П. Каманина был создан отряд «Л-3» для подготовки по программе «Н1-Л3» (полет с высадкой на поверхность Луны). Юрий Алексеевич как раз входил в этот отряд. После успеха американской пилотируемой миссии «Аполлон-11» в июле 1969 года советскую пилотируемую лунную программу закрыли (полностью к 1974 году). Советские космонавты так и не полетели к нашей ближайшей соседке, и полет на Луну остался для Гагарина нереализованным планом. Впрочем, он так и не приступил к подготовке в рамках отряда «Л-3», так как с 1965 года был занят другой программой — готовился к испытаниям нового пилотируемого корабля.

Фантазия художника Evgenij Kungur о высадке советских космонавтов на поверхность Луны. Среди них должны были быть Алексей Леонов и Юрий Гагарин, но пилотируемый полет к Луне в СССР так и не состоялся

В 1967 году проходил испытания новый пилотируемый космический корабль «Союз». Гагарин мог отправиться в свой второй космический полет как раз на борту первого из них — «Союза-1». Юрий Алексеевич был дублером основного претендента на место пилота этого корабля — Владимира Михайловича Комарова. В конечном итоге 23 апреля 1967 года полетел Комаров, и это спасло первому космонавту планеты жизнь. При возвращении спускаемого аппарата «Союза-1» на Землю у него отказала парашютная система. Удар о земную поверхность на скорости более 50 м/с мгновенно унес жизнь космонавта, на месте которого мог бы быть Гагарин.

Похороны Владимира Михайловича Комарова 26 апреля 1967 года

После своего первого и единственного космического полета Гагарин занимался не только непосредственной подготовкой к возможным следующим космическим путешествиям. Уже в мае 1961 года Юрий Алексеевич назначается на должность старшего инструктора-космонавта, а в январе 1963 года становится командиром отряда космонавтов. 20 декабря 1963 года Гагарин становится заместителем начальника Центра подготовки космонавтов ВВС по летно-космической подготовке, а 20 марта 1964 года — уже заместителем начальника ЦПК ВВС. Со временем Юрий Алексеевич вполне мог стать главной Центра подготовки космонавтов. Это тоже можно назвать нереализованным планом — Гагарин погиб раньше, чем это стало возможным.

Проходная Центра подготовки космонавтов в подмосковном Звездном Городке. С конца 1960-х годов центр носит имя Юрия Алексеевича Гагарина

После трагедии «Союза-1» первого космонавта планеты берегли и долгое время не допускали ни до подготовки к другим космическим полетам, ни до испытаний авиационной техники. Летную и парашютную подготовку ему разрешили возобновить только в декабре 1967 года. Тогда же он выполнил самостоятельный вылет на самолете МиГ-17 и добился разрешения на совершение полетов, правда, лишь в сопровождении инструктора. 27 марта 1968 года Юрий Алексеевич выполнял тренировочный полет на самолете МиГ15-УТИ вместе с инструктором Владимиром Сергеевичем Серёгиным. В результате аварии самолет врезался в землю, что привело к гибели обоих.

МиГ-15УТИ на месте гибели Юрия Алексеевича Гагарина

Хоть и не все планы Юрия Алексеевича Гагарина по покорению космического пространства оказались воплощенными, первого космонавта планеты хорошо знают во всем мире и сейчас, и его подвиг невозможно переоценить. Не так важно, что он не смог или не успел сделать, главное — Гагарин открыл человечеству путь в космос, и эту огромную заслугу мы будем помнить спустя еще долгие годы.

Узнать еще больше малоизвестных фактов из жизни великих космонавтов вы можете на экскурсиях центра «Космонавтика и авиация»! Ждем вас в гости!

Партнеры



Центр «Космонавтика и авиация» продолжает работу в формате COVID-free. При посещении музейно-выставочных площадок необходимо предъявить QR-код: вакцинированного, переболевшего либо выданный после отрицательного ПЦР-теста, и документ, удостоверяющий личность (паспорт, водительское удостоверение, военный билет).
Дети до 14 лет могут посещать музеи в сопровождении взрослых, имеющих QR-код, дети от 14 до 18 лет — без QR-кода и без сопровождения. Подробная инструкция по получению QR-кода доступна на портале mos.ru. Для сокращения времени на проверку просьба готовить документы и QR-код заранее.

С заботой о вас.

Команда ВДНХ.

-->