Леонид Денисович Кизим

Всем привет! На связи ведущий экскурсовод центра «Космонавтика и авиация» Никифорова Надежда.

5 августа — день рождения Леонида Денисовича Кизима, летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза.

Леонид Денисович Кизим

Родился он в 1941 году в городе Красный Лиман Сталинской (сейчас — Донецкой) области.

Окончив в 1958 году десять классов общеобразовательной школы и отслужив в Советской армии с 1959 года, Леонид Денисович поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков имени Ленинского комсомола, из которого выпустился в 1963 году. Там он получил квалификацию военного летчика III класса.

С декабря 1963 года служил летчиком авиационного полка истребителей-бомбардировщиков в Закавказском военном округе. И уже 28 октября 1965 года приказом главкома ВВС СССР был зачислен в отряд Центра подготовки космонавтов (ЦПК, ныне имени Ю. А. Гагарина).

В декабре 1967 года, завершив общекосмическую подготовку и успешно сдав экзамены, Леонид Денисович получил квалификацию космонавта и приступил к подготовке к полетам на космических кораблях «Союз» и «Союз Т», а также орбитальной станции «Салют».

С марта 1970 года он проходил подготовку в группе по программе авиационно-космической системы «Спираль», возглавляемой Германом Титовым. Но вскоре программа была закрыта.

В 1975 году Кизим окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, а с 30 января 1979 года являлся космонавтом группы орбитальных кораблей и станций.

С июня по ноябрь 1980 года Леонид Денисович проходил подготовку в качестве командира основного «ремонтного» экипажа корабля «Союз Т-3», вместе с Олегом Макаровым и Константином Феоктистовым. В октябре того же года Феоктистова сменил Геннадий Стрекалов.

Экипаж корабля «Союз Т-3»: Олег Макаров, Леонид Кизим, Геннадий Стрекалов

Первый космический полет Леонид Денисович Кизим совершил­ с 27 ноября по 10 декабря 1980 года совместно с бортинженером Олегом Макаровым и космонавтом­-исследователем Геннадием Стрекаловым на корабле «Союз Т­-3». Это стало первым полетом космического корабля серии «Союз Т» в трехместном варианте. Экипаж корабля провел ремонтные работы на борту станции «Салют­-6». Продолжительность полета составила 12 суток 19 часов 7 минут 42 секунды.

С 8 февраля по 2 октября 1984 года Леонид Денисович совершил второй космический полет совместно с бортинженером Анатолием Соловьевым и космонавтом­-исследователем Олегом Атьковым. На тот момент это был самый длительный полет в истории освоения космоса: 237-суточный полет на кораблях «Союз Т­-10», «Союз Т-11» и орбитальной станции «Салют-7».

Экипаж корабля «Союз Т-10»: Леонид Кизим, Владимир Соловьев, Олег Атьков

Впервые в мировой практике в течение одного полета Кизим совершил вместе с Соловьевым шесть выходов в открытый космос общей продолжительностью 22 часа 50 минут. По завершении программы полета экипаж Леонида Кизима возвратился на Землю на космическом корабле «Союз Т-­11». Продолжительность полета составила 236 суток 22 часа 49 минут.

Выход в открытый космос Леонида Кизима, апрель 1984 года

Третий космический полет Леонид Денисович совершил с 13 марта по 16 июля 1986 года на космическом корабле «Союз Т­-15» и орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир».

Это была первая экспедиция на орбитальную станцию «Мир».

Экипаж корабля «Союз Т-15» — командир экипажа Леонид Кизим и бортинженер Владимир Соловьев

В ходе полета впервые в мире был совершен перелет с одной орбитальной станции на другую и обратно. Со станции на станцию перевезено более 800 килограммов грузов. Во время полета Кизим выполнил два выхода в открытый космос с борта станции «Салют-­7» для развертывания и испытания раздвижной фермы «Маяк». Продолжительность полета составила 125 суток.

С июня 1989 года Леонид Денисович был заместителем командира Главного испытательного центра испытаний и управления космических средств по вооружению — начальником службы вооружения. С ноября 1991 года он работал заместителем начальника космических средств МО СССР по боевой подготовке — начальником боевой подготовки. С сентября 1992 года Кизим занимал должность заместителя командующего Военно-космическими силами, а с мая 1993 года — начальника Военного инженерно-космического института им. А.Ф. Можайского (с ноября 1993 года — Военная инженерно-космическая академия им. А.Ф. Можайского).

Леонид Денисович являлся руководителем научных исследований в области повышения эффективности использования современных и перспективных ракет-носителей и ракетных двигателей, совершенствования систем управления космическими аппаратами. Он автор свыше 100 научных и научно-популярных работ по ракетно-космической тематике. С действительной военной службы Кизим был уволен в 2001 году в связи с достижением предельного возраста.

Леонид Денисович Кизим — дважды Герой Советского Союза (1980, 1984). Был награжден тремя орденами Ленина (1980, 1984, 1986), орденами Дружбы (1996), орденом Почета (1998).
Иностранные награды: кавалер ордена Почетного легиона (Франция, 1982), орден «Кирти Чакра» (Индия, 1985), орден Сухэ-Батора (МНР), орден «За заслуги» III степени (Украина, 2001) и др.

Леонид Денисович Кизим скончался 13 июня 2010 года в Москве. Похоронен дважды Герой Советского Союза на Троекуровском кладбище столицы.

В память о Леониде Денисовиче установлены бюсты на его родине в городе Красный Лиман и на территории Черниговского ВВАУЛ.

Мемориальная доска в честь космонавта-героя также установлена на здании Военно­-космической академии им. Можайского в Санкт­-Петербурге.