Константин Эдуардович Циолковский

Всем космический привет!

С вами ведущий экскурсовод центра «Космонавтика и авиация» Романенко Денис, и сегодня пойдет речь о гении, опередившем время и изменившем мир навсегда.

«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
К. Э. Циолковский

О своем рождении ученый писал: «Появился новый гражданин вселенной, Константин Циолковский». Это случилось 17 сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии.

Зимой 1868 года Циолковский заболел скарлатиной и из-за осложнений почти полностью оглох. Он оказался отрезан от мира, постоянно получал насмешки.

После болезни маленький Циолковский замкнулся в себе. Константин ходил в обычную школу, но не преуспел. Учителей не слышал, лишь одни неясные звуки, никаких поблажек «тугоухому» не делали. Через три года Циолковского отчислили. Он начал рисовать чертежи различных крылатых машин и даже создал паровой агрегат.

Константин Циолковский со слуховой трубкой

Циолковские вернулись в Рязань в 1878 году. Константин снял комнату и начал изучать физико-математические науки средней и высшей школы. Уже через год он сдал экзамены экстерном на должность учителя физики и математики и отправился преподавать арифметику и геометрию в город Боровск в Калужской губернии.

Отношения Циолковского с академическим ученым сообществом были непростыми. В 1887 году он отказался от приглашения встретиться со знаменитым профессором математики Софьей Ковалевской. Потом он потратил много времени и сил, чтобы прийти к кинетической теории газов. Дмитрий Менделеев, изучив его труд, недоуменно ответил: «Кинетическая теория газов открыта 25 лет назад».

Главным проектом Циолковского в это время был дирижабль. Ученый решил уйти от применения взрывоопасного водорода, заменив его горячим воздухом. А разработанная им стягивающая система позволяла дирижаблю сохранять постоянную подъемную силу при различной высоте полета. Циолковский просил деятелей науки пожертвовать ему 300 рублей на постройку крупного металлического макета дирижабля, но материальную помощь ему так никто и не оказал.

Константин Циолковский и его проекты оболочек дирижаблей

Интерес к полетам над Землей у Циолковского угас — его заинтересовали звезды. В 1887 году он написал небольшую повесть «На Луне», где описал ощущения человека, попавшего на земной спутник. Значительная часть предположений, высказанных им в работе, впоследствии оказалась верной.

В 1903 году Циолковский окончательно переключился на работы, связанные с освоением космоса. В статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он впервые обосновал, что аппаратом для успешных космических полетов могла стать ракета. Ученый также разработал концепцию жидкостного ракетного двигателя. В частности, определил скорость, необходимую для выхода аппарата к планетам Солнечной системы (вторая космическая скорость). Циолковский занимался многими практическими вопросами космоса, которые позднее сформировали основу для советского ракетостроения. Он предложил варианты ракетного управления, систем охлаждения, конструкции сопла и системы подачи топлива.

Константин Циолковский на рабочей веранде

19 сентября 1935 года, ученый, теоретик, основоположник российского космизма ушел из жизни.

Талантливый изобретатель, сделавший ряд научных открытий в области ракетостроения, посвятил всю свою жизнь созданию летательного аппарата, позволяющего достигнуть космического пространства. До запуска первого советского спутника оставалось 22 года.

Часть экспозиции центра «Космонавтика и авиация», посвященной Константину Циолковскому

Память о Циолковском жива, ежегодно проводятся научные чтения памяти К.Э. Циолковского, работают Дом-музей ученого и Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге, а также экскурсоводы центра «Космонавтика и авиация» с удовольствием расскажут о проектах Циолковского, которые были воплощены в жизнь.

Ждем вас в павильоне «Космос», до новых встреч, друзья!

Центр «Космонавтика и авиация» продолжает работу в формате COVID-free. При посещении музейно-выставочных площадок необходимо предъявить QR-код: вакцинированного, переболевшего либо выданный после отрицательного ПЦР-теста, и документ, удостоверяющий личность (паспорт, водительское удостоверение, военный билет).
Дети до 14 лет могут посещать музеи в сопровождении взрослых, имеющих QR-код, дети от 14 до 18 лет — без QR-кода и без сопровождения. Подробная инструкция по получению QR-кода доступна на портале mos.ru. Для сокращения времени на проверку просьба готовить документы и QR-код заранее.

С заботой о вас.