Eng

Главный конструктор Владимир Челомей

Добрый день!

Ко дню рождения Владимира Николаевича Челомея мне, экскурсоводу центра «Космонавтика и авиация» на ВДНХ Татьяне Ревуновой, хотелось бы вспомнить только некоторые его реализованные космические проекты. Потому что описание всех задуманных им проектов занимает несколько книг.


РН «Протон» и ее создатель Владимир Челомей

С 1941 года Владимир Челомей работал над реактивными двигателями. К началу 1945 года под его руководством был создан прототип современных крылатых ракет, но тогда это были только задумки. К разработкам Челомея вернулись в 1954 году. В еще подмосковном Тушине специальная группа взялась за разработку крылатых ракет второго поколения. Челомей впервые в мировой практике предложил сделать ракету со складными крыльями и вдобавок поместил ее в защитный контейнер.

В 1959 году на предприятии Челомея разрабатывались ракеты-носители для доставки на орбиту Земли средств противокосмической обороны и ядерного вооружения на территорию потенциального противника. А знаменитые межконтинентальные баллистические ракеты УР-100, разработанные во многом благодаря Челомею, обеспечили стратегический ядерный паритет между СССР и США в годы холодной войны. Владимир Николаевич — единственный советский конструктор, который сумел создать свою космическую систему, получившую название ракетно-космический комплекс (РКК) «Алмаз». В его состав входили: орбитальная пилотируемая станция (ОПС), транспортный корабль снабжения (ТКС) с многоразовым возвращаемым аппаратом для доставки и спуска с орбиты экипажа (ВА), капсула спуска на Землю информации — отснятой пленки (КСИ). Для выведения на орбиту ОПС и ТКС использовалась ракета-носитель УР-500К, или «Протон-К». Созданная в 1965 году под руководством Владимира Николаевича Челомея, она стала признанным тяжеловозом отечественной космической программы. Именно при ее помощи были отправлены на орбиту все самые тяжелые аппараты: орбитальные станции серии «Салют» и модули комплекса «Мир», большое количество геостационарных спутников связи, тяжелых межпланетных станций к Луне, Венере, Марсу и комете Галлея. Всего осуществлено свыше 300 запусков при помощи этой ракеты.

Для доставки советского космонавта на Луну и возвращения его обратно Владимир Челомей предлагал ракету УР-700, которая по расчетным характеристикам превосходила бы американский «Сатурн-5», и, что самое главное, она могла быть создана на базе уже испытанных блоков и частей ракет УР-500К и УР-200, в то время как королёвская Н-1 создавалась с нуля. Но для осуществления пилотируемого лунного проекта был выбран именно королёвский вариант.

Схема орбитальной станции «Алмаз»

В нашей экспозиции представлены возвращаемый аппарат ТКС и автоматический вариант орбитальной станции «Алмаз».

Станция «Алмаз» и возвращаемый аппарат ТКС в экспозиции центра «Космонавтика и авиация»

Возвращаемый аппарат был многоразовым. После приземления теплозащиту на капсуле восстанавливали. Таким образом, его можно было использовать до десяти раз.

Конструкторы Г. А. Ефремов, В. Н. Челомей и президент Академии наук М. В. Келдыш осматривают возвращаемый аппарат транспортного корабля снабжения после полета

Станция «Алмаз» создавалась как носитель фотоаппарата с фокусным расстоянием более 7 м и диаметром объектива около 1 м — «Агат-1». Доставка фотоснимков с орбиты должна была осуществляться в специальных снаряжаемых экипажем капсулах, которые доставлялись в космос тяжелым транспортным кораблем снабжения. ТКС в составе ВА и функционально-грузового блока (ФГБ), как и станция, выводился на орбиту ракетой-носителем «Протон-К».

В 1970 году несколько корпусов станций прямо с завода-изготовителя были переданы в ЦКБЭМ (ныне — РКК «Энергия» им. С. П. Королёва) под создание станций научного назначения по программе ДОС («Салют», «Салют-4»), получивших дальнейшее развитие в виде станций «Салют-6», «Салют-7», комплекса «Мир» и его научных модулей, которые создавались на базе ФГБ ТКС комплекса «Алмаз», а также трех модулей российского сегмента Международной космической станции.

Две автоматические станции серии «Алмаз-Т» — ИСЗ «Космос-1870» (1987–1989 годы) и ИСЗ «Алмаз-1» (1991–1992 годы) — успешно работали на орбите. Так, с помощью оборудования станции «Алмаз-1» из ледового плена были спасены полярники. 4 мая 1991 года дизель-электроход «Михаил Сомов» (капитан — Ф. А. Песьяков) был экстренно направлен к антарктической станции «Молодежная» для эвакуации более 150 полярников. Сквозь тяжелые льды «Михаил Сомов» пробился в район станции «Молодежная», и 9 июля 1991 года была завершена эвакуация людей на борт судна. Обратно «Михаил Сомов» выйти не смог и был зажат льдами.

В течение 19 и 20 августа 1991 года в условиях полярной ночи участники экспедиции и 15 членов экипажа вертолетами были вывезены обратно на станцию «Молодежная». При этом точное определение координат судна в условиях антарктической полярной ночи было достигнуто благодаря использованию космического радиолокатора, установленного на спутнике «Алмаз-1».

22 августа 1991 года более 190 полярников были вывезены со станции на большую землю самолетом Ил-76МД (командир — Герой Советского Союза С. Г. Близнюк).

По результатам полетов станций «Алмаз-Т» был создан центр обработки данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), а также обширный, интенсивно используемый фонд радиолокационных снимков поверхности Земли.

А в Реутове продолжает плодотворную работу созданное под руководством Владимира Челомея НПО «Машиностроение», которое сегодня находится на передовом рубеже оборонно-промышленного и космического комплекса России.

Приходите в центр «Космонавтика и авиация» на ВДНХ и знакомьтесь на наших экскурсиях с образцами космической техники, созданной под управлением Владимира Николаевича Челомея.

Партнеры