Эдмунд Галлей и его комета

Космический привет читателям блога #КосмосИзДома!

Я, ведущий экскурсовод центра «Космонавтика и авиация» Анна Антонова, сегодня поведаю вам об удивительном человеке, внесшем значимый вклад в науку о космосе, — Эдмунде Галлее.

Портрет Эдмунда Галлея кисти Ричарда Филлипса

Обладавший поистине выдающимися энциклопедическими знаниями, Галлей изучал и развивал многие науки, включая, пожалуй, самую интересную для нас с вами — астрономию. Первый свой астрономический труд англичанин выпустил еще в студенчестве, и всю свою дальнейшую жизнь он лишь преумножал достижения и открытия, став директором Гринвичской обсерватории. Он открыл определенные закономерности в движении планет-гигантов, Луны, звезд и других небесных объектов.

Гринвичская обсерватория, которую когда-то возглавлял Эдмунд Галлей

Самыми известными объектами, которые изучал Галлей, безусловно, являются кометы.

Ранее считалось, что кометы лишь единожды пролетают сквозь Солнечную систему, никогда не возвращаясь. Рассчитав орбиты пары дюжин хвостатых странниц, ученый заметил сходство параметров орбит нескольких из них с параметрами кометы 1682 года, которую ему довелось наблюдать. На небосводе эти кометы появлялись каждые 75−76 лет. Галлей сделал вывод, что то была одна и та же комета, и предсказал ее следующий визит в 1758 году. В назначенный год предсказанное сбылось: комета триумфально озарила небосвод и стала именоваться кометой Галлея, или 1P/Halley.

Комета Галлея в 1986 году

К счастью, человечеству довелось наблюдать комету Галлея и в эпоху космонавтики. Космическим аппаратам не знакомы искажения изображений, возникающие при наблюдениях с Земли, сквозь толщу атмосферы. Паря в безатмосферном пространстве, автоматические межпланетные станции способны также подлететь ближе к небесному объекту и получить его детализированные снимки.

В середине 1980-х годов комета в очередной раз сближалась с Землей. Незамедлительно к ней была направлена целая флотилия космических аппаратов, включая советские межпланетные станции «Вега-1» и «Вега-2».

АМС серии «Вега» в экспозиции центра «Космонавтика и авиация»

Совершая гравитационный маневр, дабы отправиться к более далекой цели, комете Галлея, станции сперва навестили планету Венера. Именно поэтому миссия и получила название «ВеГа» (образовано от слов «Венера» и «Галлей»). Впервые в истории венерианская атмосфера изучалась аэростатными зондами, сброшенными со станций, а посадочные аппараты выполнили исследовательскую программу на поверхности планеты.

Места посадок посадочных аппаратов АМС «Вега-1» и «Вега-2»

На этом достижения межпланетных станций проекта «Вега», естественно, не завершались. Им предстояло еще исследовать комету Галлея и в первую очередь ее таинственное ядро, скрытое от глаз вуалью пылевых выбросов.

6 марта 1986 года станция «Вега-1» первой сблизилась с кометой Галлея, пролетая на расстоянии 8879 км от хвостатой странницы. Эта же станция впервые в истории получила снимки ядра кометы.

Самые первые снимки ядра кометы Галлея. Получены АМС «Вега-1»

Встреча «Веги-2» и кометы оказалась еще теснее — 8045 км — и произошла 9 марта 1986 года, в день рождения Юрия Гагарина. В общей сумме этими межпланетными станциями было получено порядка 1500 снимков внутренних областей кометы Галлея, в том числе около 70 изображений ее ядра и другие данные.

Снимки ядра кометы Галлея, полученные АМС «Вега-2»

Благодаря этим данным европейский космический аппарат «Джотто» скорректировал траекторию своего полета и прошел всего лишь в 596 км, получив самые подробные снимки ядра кометы Галлея. Сложности всем космическим миссиям добавило и то, что сближение станций и кометы происходило на встречных курсах.

Снимок ядра кометы Галлея, полученный с рекордно близкого расстояния европейской АМС «Джотто»

Следует помнить, что из-за вытянутости орбиты комета Галлея редко радует взоры землян: в следующий раз мы увидим ее лишь в 2061 году. То будет год столетнего юбилея первого космического полета человека. И комета обещает быть по-праздничному прекрасна: ее звездная величина может достичь −0,3m, что весьма эффектно. Будем с нетерпением ждать этой встречи, а пока надеемся, что и другие яркие кометы будут чаще озарять наш небосвод своим величавым видом.

Увидимся в центре «Космонавтика и авиация», где вы можете узнать о других кометах, ученых и космических аппаратах!

Центр «Космонавтика и авиация» продолжает работу в формате COVID-free. При посещении музейно-выставочных площадок необходимо предъявить QR-код: вакцинированного, переболевшего либо выданный после отрицательного ПЦР-теста, и документ, удостоверяющий личность (паспорт, водительское удостоверение, военный билет).
Дети до 14 лет могут посещать музеи в сопровождении взрослых, имеющих QR-код, дети от 14 до 18 лет — без QR-кода и без сопровождения. Подробная инструкция по получению QR-кода доступна на портале mos.ru. Для сокращения времени на проверку просьба готовить документы и QR-код заранее.

С заботой о вас.