Дайджест космических событий (16–31 мая)

Добрый день, дорогие читатели блога #КосмосИзДома!

С вами ведущий экскурсовод центра «Космонавтика и авиация» Александр Яровитчук.

Третий сезон космического дайджеста набирает обороты. Два предыдущих сезона (ссылки на 1-й и 2-й сезоны) позволили рассказать о самых важных космических событиях. Новый же дает возможность поведать о менее знаменитых, но, безусловно, значимых людях и стартах.

Приступаем.

16 мая

1946 год. В соответствии с приказом министра вооружения СССР Д. Ф. Устинова организован Государственный союзный головной институт №88 (НИИ-88). Создание ракетной техники получило статус особо важного направления.

Детали ракетно-космической техники, предоставленные ЦНИИМАШ (ранее НИИ-88)

1952 год. Директором НИИ-88 назначен Михаил Кузьмич Янгель. В процессе руководства предприятием он вывел его на новый уровень и дал толчок новому направлению — созданию ракет на высококипящих компонентах топлива.

17 мая

1982 год. Запущен спутник «Космос-1366». Это был первый спутник серии «Поток» (также известный по кодовому имени «Гейзер»). Он был создан с целью осуществления передачи больших объемов данных.

18 мая

1916 год. Родился ученый Всеволод Иванович Феодосьев. Он занимался проблемами прочности спутников, ракет и реактивных двигателей. Особенно значимый вклад ученый внес в решение проблемы вибрации третьей ступени ракеты-носителя.

Виброзащитная рама, созданная для защиты хрупкого оборудования двигателя при старте ракет-носителей

1918 год. Родилась инженер Людмила Мариановна Иванова-Яцунская. Она рассчитывала баллистику и термодинамику первых советских межконтинентальных ракет. Также она входила в группу конструкторов, командированных в Германию в 1946 году для изучения трофейной техники.

19 мая

1921 год. Родился ведущий инженер конструкторского бюро «Южное» по разработке чертежей ракет Владимир Николаевич Лобанов.

20 мая

1997 год. Запущен первый национальный спутник Норвегии «Тор-2».

22 мая

1912 год. Родился конструктор Николай Иванович Белов. Он занимался созданием аппаратуры каналов радиоуправления зенитных и баллистических ракет, а также ракет-носителей. В разное время занимал должности главного конструктора в НИИ №885 и НИИ №648.

Акселерометр, созданный в НИИ №885, в экспозиции центра «Космонавтика и авиация»

23 мая

1958 год. Родился немецкий астронавт Томас Артур Райтер. Он два раза был в космосе. В 1995 году он совершил полет на корабле «Союз ТМ-22» и станции «Мир», а в 2006 году работал на МКС.

Макет станции «Мир» в центре «Космонавтика и авиация»

24 мая

1904 год. Родился биофизик Глеб Михайлович Франк. Он руководил разработками многих биологических и медицинских экспериментов, осуществленных экипажами советских космических кораблей и орбитальных станций, в том числе участвовал в подготовке первого выхода в открытое космическое пространство.

Интерактивный экспонат центра «Космонавтика и авиация» с информацией о биологических изменениях организма в состоянии невесомости

1948 год. Проведено первое огневое испытание жидкостного ракетного двигателя РД-100 на стенде №1 ОКБ-456. Этот двигатель СССР был воссоздан по наработкам немецких инженеров и является отправной точкой советского космического двигателестроения.

Детали жидкостного реактивного двигателя

1966 год. Запущен советский спутник «Космос-119» с целью изучения ионосферы Земли. Это был первый спутник серии ДС-У2-И.

26 мая

1951 год. Родился первый сирийский космонавт Мохаммед Ахмед Фарис. В 1987 году он совершил полет по международной программе «Интеркосмос» на советском корабле «Союз ТМ-2» и орбитальной станции «Мир».

27 мая

1779 год. Родился русский специалист в области артиллерии и ракетной техники Александр Дмитриевич Засядко. Еще в 1815 году по собственной инициативе он начал работы по созданию боевых пороховых ракет. Им предложено несколько конструктивных идей, которые нашли применение в современной космической технике.

28 мая

1931 год. Родился ведущий специалист конструкторского бюро химического машиностроения имени А. М. Исаева Дмитрий Дмитриевич Степанов. Он участвовал в разработке двигательных установок кораблей «Союз» и «Прогресс».

1959 год

Выполнен пуск американской ракеты «Юпитер АМ-18». На борту были обезьяны: макак-резус Эйбл и саймири Мисс Бейкер. Они стали первыми обезьянами, благополучно вернувшимися на Землю после путешествия в космос.

Саймири Мисс Бейкер с макетом ракеты-носителя

2014 год

Запущен пилотируемый корабль «Союз ТМА-13М» с космонавтом Максимом Сураевым, американским астронавтом Грегори Уайсменом и немецким астронавтом Александром Герстом на борту.

29 мая

1939 год. Родился Валерий Владимирович Алавердов. В 90-е годы он занимал должность заместителя генерального директора Российского авиационно-космического агентства.

1974 год. Запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-22». Тяжелый спутник Луны имел высококачественное оборудование для детальной съемки спутника с орбиты.

Панорама лунной поверхности, снятая АМС «Луна-22». Фото есть в экспозиции павильона «Космос»

2013 год. Запущен пилотируемый космический аппарат «Союз ТМА-09М» с космонавтом Федором Юрчихиным, американским астронавтом Карен Найберг и итальянским астронавтом Лукой Пармитано на борту.

30 мая

1975 год. Запущен спутник «Космос-741». Это был первый аппарат серии «Гектор-Природа». Спутник был переделан из военного спутника-шпиона «Зенит-2» и использовался в народно-хозяйственных целях.

Макет корабля «Восток», на базе которого созданы «Зенит-2» и «Гектор-Природа»

2020 год. Запущен первый пилотируемый американский частный многоразовый космический корабль Crew Dragon к Международной космической станции с американскими астронавтами Дагласом Хёрли и Бобом Бенкеном на борту.

31 мая

1912 год. Родился ученый Георгий Иванович Петров. Его расчеты нелинейных процессов в атмосфере позволили разработать тепловую защиту ракет и улучшить аэродинамические характеристики летательных аппаратов.

Примеры теплозащитных материалов в центре «Космонавтика и авиация»

Мы с каждым дайджестом все глубже погружаемся в историю космонавтики, но только на экскурсиях в нашем центре можно узнать, увидеть и почувствовать все многообразие технологических идей, памятных вдохновляющих событий, научных открытий, позволивших покорить космическое пространство. Ждем вас в центре «Космонавтика и авиация»!