Дайджест космических дат (16-31 мая)

Приветствую всех читателей нашего блога #КосмосИзДома!

С вами снова Александр Яровитчук, экскурсовод центра «Космонавтика и авиация». Сегодня мы продолжим знакомить вас с важными космическими датами и событиями мая, а также с экспонатами центра, с ними связанными.

В этот раз в блоге — дайджест с 16 по 31 мая. Итак, начнем!

16 мая

1946 год. Организовано НИИ реактивного вооружения, ныне Исследовательский центр имени М.В. Келдыша. После войны на базе НИИ-1 и еще раньше РНИИ и ГИРД предприятие стало специализироваться на создании приборов и компонентов ракетной техники. Среди известных разработок организации можно выделить фотометры и источники энергии для межпланетных станции «Венера», химические двигатели для ракета-носителя «Р-7» и комплекса «Буран-Энергия», ядерные установки и двигатели.

Макеты «Р-7», АМС «Венера-5», комплекса «Энергия-Буран» вы можете увидеть в нашем центре. Также на территории ВДНХ находится интерактивный музейный комплекс «Буран».

1957 год. Осуществлен первый запуск геофизической ракеты Р-2А. На фото — контейнер с приборами изучения атмосферы данной ракеты, представленный в нашем центре.

1960 год. Была продемонстрирована работа первого лазера. В космосе они выполняют множество функций: проводится лазерная локация, геофизические исследования лидарами, охлаждение различных камер, навигация лазерными гироскопами и даже уничтожение космического мусора.

На фото — контейнер лунохода с уголковыми отражателями для проведения лазерной локации Луны. Кстати, макет «Лунохода-2» вы можете увидеть в экспозиции павильона «Космос».

1969 год. Спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Венера-5» вошел в плотные слои атмосферы Венеры.

1974 год. Запущен спутник «Интеркосмос-11».

2000 год. Произведен первый успешный запуск ракеты-носителя «Рокот». На фото представлен макет, который вы можете увидеть в центре «Космонавтика и авиация».

18 мая

1908 год. Родился Николай Пилюгин, советский конструктор в области систем управления КК и межпланетных аппаратов. Входил в состав совета Главных. На фото — стенд в павильоне «Космос», посвященный конструктору.

1969 год. Запущен американский космический корабль «Аполлон-10».

1991 год. Запущен космический корабль «Союз ТМ-12» с космонавтами Анатолием Арцебарским, Сергеем Крикалевым и первой гражданкой Великобритании в космосе Хелен Шарман. Во время этого полета космонавт Сергий Крикалев пережил распад СССР в полете и вернулся уже в Российскую Федерацию. Сергей Константинович — частый и всегда желанный гость нашего центра.

19 мая

1961 год. Автоматическая межпланетная станция «Венера-1» впервые сближается с другой планетой. Аппарат проходит в 100 000 км от Венеры и выходит на гелиоцентрическую орбиту. На фото — макет, представленный в центре «Космонавтика и авиация».

1971 год. Запущена автоматическая межпланетная станция «Марс-2». В нашем центре находится большое количество экспонатов, связанных с изучением Красной планеты.

20 мая

1908 год. Родился Николай Кривошеин, главный конструктор Центрального конструкторского бюро транспортного машиностроения. ЦКБ ТМ является головным предприятием Роскосмоса по созданию новых и модернизации существующих железнодорожных транспортных средств ракетно-космической техники.

1925 год. Родился Алексей Туполев, конструктор, который участвовал в проектировании таких самолетов как Ту-134. Участвовал в проекте космического комплекса «Энергия-Буран».

1977 год. Состоялся первый полет истребителя Су-27. На площади Промышленности ВДНХ установлен полноразмерный макет Су-27.

1978 год. Запущена автоматическая межпланетная станция «Пионер-Венера-1».

2010 год. К Венере запущена японская автоматическая межпланетная станция «Акацуки» с экспериментальным солнечным парусом.

21 мая

1941 год. Родился советский космонавт Анатолий Левченко. Он провел один полет на корабле «Союз ТМ-3», в рамках которого исследовал возможность управления комплексом «Буран» в период острой адаптации к невесомости. После открытия центра не забудьте зайти в «Зал славы» и узнать более подробно о космонавте.

1986 год. Запущен модифицированный космический корабль «Союз ТМ» в беспилотном варианте.

22 мая

1897 год. Константин Циолковский вывел основную формулу движения ракеты в свободном пространстве, названную впоследствии его именем. В нашем центре есть целый раздел, посвященный ученому.

1906 год. Братья Райт получили патент на свой летательный аппарат.

2012 год. Запущена американская ракета-носитель «Falcon 9» с частным космическим кораблем «Dragon». Впервые в истории совершен полет к МКС частного корабля.

23 мая

1914 год. Родился Константин Бушуев, советский конструктор ракетно-космической техники. С 1854 года являлся заместителем главного конструктора С.П. Королева. Он участвовал в разработках ракет-носителей семейства «Р-7», первых искусственных спутников, космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз» и автоматических межпланетных станций. Основное направление разработок — исследования прочности. В дальнейшем Константин Давыдович стал техническим директором проекта «Союз-Аполлон» и главным конструктором корабля «Союз-Т».

1979 год. Запущены спутники «Космос-1100» и «Космос-1101» в рамках создания военного орбитального корабля типа «Алмаз».

24 мая

1975 год. Запущен космический корабль «Союз-18» с космонавтами Петром Климуком и Виталием Севастьяновым.

25 мая

1889 год. Родился Игорь Сикорский, российский и американский конструктор вертолетов и самолетов. Он создал такие известные самолеты как С-21 «Русский витязь», С-22 «Илья Муромец» и первый в мире серийный вертолет R-4.

1931 год. Родился российский космонавт Георгий Гречко. В 1977 году он установил новый рекорд пребывания на орбите (96 дней), который был побит через год. Во время полета впервые был встречен Новый год в космосе. Гречко участвовал в первой долговременной экспедиции на станции «Салют-6». На фото — макет станции.

1967 год. Запущен спутник связи «Молния-1-05». Первый спутник связи, изготовленный в НПО прикладного машиностроения по чертежам ОКБ-1.

1980 год. Запущен космический корабль «Союз-36» с космонавтами Валерием Кубасовым и первым венгерским космонавтом Берталаном Фаркашем. Венгрия стала седьмой страной, запустившей человека в космос. В рамках экспедиции особо стоит отметить эксперимент по изучению уменьшения выделения организмом интерферона в невесомости. Это приводит к снижению иммунитета космонавтов.

2008 год. Американская автоматическая межпланетная станция Phoenix успешно высадилась на поверхность Марса.

27 мая

1948 год. Родился советский космонавт Александр Волков. Он совершил три полета в космос суммарной продолжительностью 391 день. Третий его полет стал последним для космонавтов из СССР.

2009 год. Запущен космический корабль «Союз ТМА-15».

28 мая

1962 год. Запущен спутник «Космос-5», задачей которого являлось изучение радиационной обстановки в околоземном пространстве после проведенного Соединенными Штатами высотного ядерного взрыва по программе «Starfish».

1971 год. Запущена автоматическая межпланетная станция «Марс-3». Полноразмерный макет станции вы можете увидеть в нашем центре.

29 мая

1919 год. Проведены наблюдения полного затмения Солнца, которые полностью подтвердили теорию относительности Альберта Эйнштейна.

30 мая

1934 год. Родился советский космонавт Алексей Леонов — первый человек, вышедший в открытый космос. Выдающемуся космонавту будет посвящен отдельный выпуск блога #КосмосИзДома. А узнать об истории его выхода в открытое космическое пространства из уст актера Максима Виторгана вы можете на сайте проекта «Легенды Космоса».

1966 год. Запущена американская автоматическая межпланетная станция «Сервейер-1» к Луне.

1966 год. Создан Совет по международному сотрудничеству в области исследования космического пространства при АН СССР («Интеркосмос»).

1971 год. Запущена американская автоматическая межпланетная станция «Маринер-9» к Марсу.

31 мая

1903 год. Опубликована первая часть книги Константина Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В нашем центре есть целый раздел, посвященный космическому теоретику.

1990 год. Запущен модуль станции «Мир», получивший название «Кристалл». Этот блок предназначался для исследований и выращивания кристаллов в невесомости. В проекте «МИР-Шаттл» сыграл ключевую роль. Именно к нему стыковались американские челноки.