Дайджест космических дат (16-31 июля)

Всем космический привет!

С вами экскурсовод центра «Космонавтика и авиация» Александр Яровитчук. И мы продолжаем знакомить вас с дайджестом космических и авиационных дат, на очереди — период с 16 по 31 июля. Поехали!

16 июля

1900 год. Родился Михаил Клавдиевич Тихонравов, конструктор в области ракетно-космической техники, соратник Сергея Павловича Королева.

1969 год. Запущен американский космический корабль «Аполлон-11» с астронавтами Нилом Армстронгом, Майклом Коллинзом и Эдвином Олдрином.

17 июля

1975 год. В рамках программы «Союз» — «Аполлон» впервые в мире осуществлена стыковка космических кораблей двух стран: «Союз-19» (СССР) и «Аполлон» (США). На фото специальный агрегат стыковки — АПАС для осуществления соединения двух кораблей разного типа.

1977 год. Запущен спутник «Космос-929». Это был первый в СССР многоразовый многофункциональный транспортный корабль снабжения (ТКС). На фото — полномасштабный образец спускаемого аппарата такого корабля из нашего центра.

1984 год. Запущен пилотируемый космический корабль «Союз Т-12» с космонавтами Владимиром Джанибековым, Светланой Савицкой и Игорем Волком на борту. Владимир Джанибеков был неоднократным гостем нашего центра, и участником проекта «Уроки космоса».

18 июля

1965 год. Запущена советская автоматическая межпланетная станция «Зонд-3» для изучения обратной стороны Луны.

2011 год. Запущен российский радиотелескоп «Радиоастрон», также именуемый «Спектр-Р». Это самый большой радиотелескоп в космосе.

20 июля

1941 год. Родился советский космонавт Владимир Афанасьевич Ляхов. Космонавт совершил 3 полета в космос. В первом установил на тот момент рекорд пребывания в космосе — 175 дней. Во втором он провел в космосе 149 дней. Третий полет должен был продлиться всего 8 дней, но из-за неисправности аппарата космонавт еще почти целые сутки провел на орбите без еды, воды и туалета.

1969 год. Первая в истории высадка человека на Луну: лунный модуль «Аполлона-11» «Орел» совершил посадку в Море Спокойствия. В центре «Космонавтика и авиация» представлены различные материалы о полете, посадке и работе на Луне астронавтов этой знаменательной миссии, а также лунный глобус.

1976 год. Посадочный аппарат американской межпланетной станции «Викинг-1» совершил мягкую посадку на поверхность Марса.

21 июля

1969 год. Американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин совершили первый в истории человечества выход на поверхность Луны.

1973 год. Запущена советская автоматическая межпланетная станция «Марс-4».

22 июля

1895 год. Родился Павел Осипович Сухой, авиаконструктор, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. На фото — самолет Су-27, названый в его честь. Он установлен на площади Промышленности ВДНХ перед павильоном «Космос».

1952 год. Осуществлен первый успешный пуск геофизической ракеты Р-1В с биологическими объектами на борту, собаками Дезик и Цыган. Это был первый полет ракеты на высоту белее 100 км с собаками. В нашем центре представлен макет второго искусственного спутника Земли с первой космической пассажиркой — собакой «Лайкой».

1972 год. Спускаемый аппарат советской автоматической межпланетной станции «Венера-8» совершил первую в мире мягкую посадку на поверхность Венеры.

1987 год. Запущен космический корабль «Союз ТМ-3» с космонавтами Александром Викторенко, Александром Александровым и первым сирийским космонавтом Мухаммедом Фарисом на борту. Среди многочисленных экспериментов в программе полета особое внимание уделялось астрофизическим исследованиям в блоке «Квант» на станции «МИР».

23 июля

1980 год. Запущен космический корабль «Союз-37» с космонавтами Валерием Быковским и первым вьетнамским космонавтом Фам Туаном на борту.

1999 год. Запущен рентгеновский телескоп «Чандра».

24 июля

1926 год. Родился Гай Ильич Северин, конструктор космических систем жизнеобеспечения, генеральный конструктор НПП «Звезда». В нашем центре представлено большое количество экспонатов, созданных НПП «Звезда».

25 июля

1973 год. Запущена автоматическая межпланетная станция «Марс-5». Макет станции можно увидеть в центре «Космонавтика и авиация».

1984 год. Космонавты Владимир Джанибеков и Светлана Савицкая совершили выход в открытый космос. Это первый выход в открытый космос женщины-космонавта. На фото — образец скафандра «Орлан», который можно увидеть у нас в центре. В скафандре этого типа, но предыдущей версии массой в 110 кг, Светлана Савицкая работала вне станции.

1987 год. Запущена автоматическая орбитальная станция под названием «Космос-1870». Созданная на базе орбитальной станции военного назначения типа «Алмаз», она использовалась в разведывательных и научно-исследовательских целях. Полноразмерный технологический образец станции представлен в павильоне «Космос».

26 июля

1971 год. Запущен космический корабль «Аполлон-15» с астронавтами Дейвид Скоттом, Джеймсом Ирвином и Альфредом Уорденом на борту. Четвертая пилотируемая экспедиция на Луну.

27 июля

1946 год. Родился Токтар Онгарбаевич Аубакиров, Герой Советского Союза и первый казахский космонавт.

1992 год. Запущен пилотируемый космический корабль «Союз ТМ-15» с космонавтами Анатолием Соловьевым, Сергеем Авдеевым и французским космонавтом Мишелем Тонини на борту. Одним из основных экспериментов этой экспедиции было изучение времени жизни красных кровяных телец и иммунной системы.

28 июля

1964 год. Запущена американская автоматическая межпланетная станция «Рейнджер-7».

29 июля

1958 год. В США подписан закон о создании Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

1974 год. Запущен спутник связи «Молния-1С». Это был первый советский геостационарный спутник.

30 июля

1953 год. Родился российский космонавт Александр Баландин. Космонавт совершил единственный полет, в рамках которого среди множества научных и технических задач стоит отметить монтаж и запуск в эксплуатацию модуля «Кристалл» станции «Мир». Во время работы установил рекорд пребывания в открытом космосе — 7 часов 16 минут.

1962 год. Родился российский космонавт Владимир Дежуров. В рамках российско-американской программы он совершил два полета в космос. Взлет производил на корабле «Союз ТМ-21» и на шаттле «Дискавери», а посадку на шаттлах «Атлантис» и «Индевор». Во время длительных экспедиций на станциях «МИР» и МКС он суммарно проработал на орбите 244 дней.

31 июля

1964 год. Американская автоматическая межпланетная станция «Рейнджер-7» достигла поверхности Луны.

1969 год. Американская автоматическая межпланетная станция «Маринер-6» совершила пролет близ Марса.

Больше информации о космосе вы найдете по хэштегу #КосмосИзДома в социальных сетях ВДНХ и центра «Космонавтика и авиация».