Дайджест космических дат (1-15 июня)

Всем космический привет!

С Вами экскурсовод центра «Космонавтика и авиация» и один из авторов блога #КосмосИзДома Александр Яровитчук.

Представляю вашему вниманию первую часть традиционного дайджеста космических и авиационных дат с 1 по 15 июня. Космических событий очень много, но я отобрал для вас самые интересные!

Поехали!

1 июня

1863 год. Осуществлен первый управляемый полет на дирижабле. На фото — каркасный макет ракеты Циолковского из центра «Космонавтика и авиация».

1928 год. Родился Георгий Добровольский, советский летчик-космонавт, Герой СССР посмертно. Он входил в первый экипаж, который работал на первой в мире космической станции «Салют», установил рекорд пребывание на орбите, но при возвращении на Землю погиб.

1936 год. Произведен запуск первой в СССР метеорологической ракеты с жидкостным ракетным двигателем. На фото — одна из первых таких ракет в СССР под названием «Р-05» из павильона «Космос».

1950 год. Родился российский космонавт Геннадий Манаков. За два полета на станцию «Мир» в качестве командира экипажа провел на орбите 309 дней, трижды выходил в открытый космос.

1970 год. Запущен космический корабль «Союз-9» с космонавтами Андрианом Николаевым и Виталием Севастьяновым на борту. На этом корабле совершен самый длительный автономный полет в истории. На фото — макет космического корабля «Союз» из центра «Космонавтика и авиация».

1995 год. К орбитальной станции «Мир» был пристыкован блок «Спектр». В нашем центре находится 2 макета станции «Мир».

2008 год. Запущен японский лабораторный модуль «Кибо» к Международной Космической Станции. Конечно, макет МКС есть и в нашем центре.

2 июня

1955 год. День рождения космодрома «Байконур». В этот день директивой генштаба была утверждена штатная структура Пятого научно-исследовательского испытательного полигона и создан штаб полигона — войсковая часть 11284. Макет легендарного космодрома представлен в нашем центре.

1966 год. На поверхность Луны высадилась американская АМС «Сервейер-1».

1983 год. Запущена советская автоматическая межпланетная станция «Венера-15».

1998 год. Запущен американский шаттл «Discovery» (STS-91), последний по программе «Мир» — «Шаттл».

2003 год. Запущена российская автоматическая межпланетная станция «Марс-экспресс» Европейского космического агенства.

3 июня

1982 год. Запущен беспилотный орбитальный ракетоплан «БОР-4» («Космос-1374»). Ракетоплан провел первый успешный орбитальный полет. Он совершил 1,25 витка вокруг Земли и приводнился в Индийском океане. Кстати, макет данного ракетоплана представлен в нашем центре.

2010 год. Начался международный эксперимент «Марс 500» под эгидой ГК «Роскосмос», целью которого является проведение имитации длительного космического полета на другую планету в течение 500 суток.

4 июня

1959 год. В соответствии с постановлением правительства СССР в Красноярске-26 создан филиал №2 Опытного конструкторского бюро ОКБ-1. Основная задача филиала заключалась в разработке ракеты-носителя легкого класса «Космос». Уже через 8 лет филиал стал самостоятельным КБ и сегодня носит названии «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева». Там производится больше половины современных искусственных спутников Земли, например, «Глонасс-К».

В центре «Космонавтика и авиация» представлены многочисленные разработки предприятия, в том числе макеты ракеты-носителя «Космос» и полноразмерный макет спутника «Глонасс-К», а также стенд конструктора и предприятия.

5 июня

1783 год. Братьями Монгольфье произведен полет первого воздушного шара.

1980 год. Запущен космический корабль «Союз Т-2» с космонавтами Юрием Малышевым и Владимиром Аксеновым. Это был первый пилотируемый полет корабля данной модификации. В нем, в отличие от предыдущих версий, могло разместиться три космонавта в скафандрах. В нашем центре есть несколько макетов «Союзов».

6 июня

1761 год. Михаил Ломоносов, пронаблюдав прохождение Венеры по диску Солнца, обнаружил у планеты атмосферу. После открытия центра «Космонавтика и авиация» посетите раздел «Исследования планет Солнечной системы».

1971 год. Запущен космический корабль «Союз-11» с космонавтами Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым. К сожалению, полет закончился трагически.

1979 год. Запущен беспилотный космический корабль «Союз-34».

1985 год. Запущен космический корабль «Союз Т-13» с космонавтами Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных на борту. Этот сложнейший полет был нацелен на восстановление станции «Салют-7» и нашел отражение в одноименном фильме.

7 июня

1923 год. Родился Николай Скоробогатов, ведущий конструктор тормозной двигательной установки для космических кораблей «Восток» и «Восход». Макеты данных кораблей и элементы их конструкций представлены в нашем центре

1983 год. Запущена советская автоматическая межпланетная станция «Венера-16».

1988 год. Запущен космический корабль «Союз ТМ-5» с космонавтами Анатолием Соловьевым, Виктором Савиных и Александром Александровым на борту.

2011 год. Запущен космический корабль «Союз ТМА-02М» с космонавтами Сергеем Волковым из России, Эдвардом Фоссумом из США и Сатоси Фурукава из Японии.

8 июня

1625 год. Родился Джованни Доменико Кассини, итальянский астроном, открывший спутники Сатурна (Япет, Рею, Тетис и Диону), а также щель в кольцах Сатурна. В нашем центре есть 2 зоны посвященные изучению планет «Космическая наука» и «Изучение планет Солнечной системы».

1965 год. Запущена советская автоматическая межпланетная станция «Луна-6».

1975 год. Запущена советская автоматическая межпланетная станция «Венера-9». Макет станции представлен в нашем центре.

9 июня

1812 год. Родился Иоганн Готтфрид Галле, немецкий астроном, подтвердивший существование планеты Нептун. Подробнее о данной планете вы можете узнать на нашей тематической экскурсии «Планеты Солнечной системы».

10 июня

1942 год. Родился российский космонавт Петр Климук. Космонавт совершил три уникальных полета. Первый — на борту космической ультрафиолетовой обсерватории. Второй — на борту станции «Салют-4» , где имелся набор рентгеновских телескопов, астрофизических приборов и новое оборудование для длительных полетов. Третий — на гражданской станции «Салют-6» с международным экипажем на борту. В ходе них он получал много новых астрофизических, биологических и технических данных. Об этом можно узнать в нашем центре, например, в зоне «Зал славы».

2003 год. Запущен марсоход «Spirit».

2010 год. Установлен рекорд по самой габаритной авиаперевозке. Самолет Ан-225 «Мрия» перевез две лопасти ветряка длиной 42,1 м каждая. Несколько макетов самолета «Мрия» есть в нашем центре.

11 июня

1984 год. На поверхность Венеры высадился спускаемый модуль советской автоматической межпланетной станции «Вега-1». Выпущен первый межпланетный аэростат. В павильоне «Космос» есть макет этой АМС.

12 июня

1824 год. Опубликована работа Никола Леонарда Сади Карно «Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу». Сформулированные в этой публикации принципы лежат в основе всех тепловых двигателей.

1949 год. Родился российский космонавт Юрий Батурин. Первый юрист в космосе, он участвовал в двух полетах, в том числе и в первой экспедиции посещения МКС вместе с первым космическим туристом-миллионером из США Деннисом Тито.

1967 год. Запущена советская автоматическая межпланетная станция «Венера-4», ее макет представлен в нашем центре.

2004 год. Космическим аппаратом «Кассини-Гюйгенс» получено первое изображений спутника Сатурна Фебы.

13 июня

1831 год. Родился основоположник электродинамики Джеймс Клерк Максвелл. Его работа лежит в основе всех электронных устройств, в частности приборов и систем космических аппаратов. На фото представлена неотъемлемая часть космического аппарата — электронная панель управления из нашего центра.

1942 год. Произведен первый полет немецкой баллистической ракеты «Фау-2». Эта ракета послужила основой для советской «Р-1», в дальнейшем ее технологии использовались в других баллистических ракетах СССР.

1984 год. На поверхность Венеры высадился спускаемый модуль советской автоматической межпланетной станции «Вега-2» и выпущен аэростат.

2010 год. На Землю прибыли первые образцы астероидного вещества. Спускаемая капсула японской автоматической межпланетной станции «Хаябуса», содержащая пыль с астероида Итокава, приземлилась в Южной Австралии. На фото — макет кометы Чурюмова-Герасименко из павильона «Космос».

14 июня

1736 год. Родился Шарль Огюстен де Кулон, французский ученый. Он внес большой вклад в теорию сопротивления материалов и трения, а также дал основу теории взаимодействия электрических зарядов. Конструкторы всегда обращаются к работам ученого при создании космического аппарата, а знаменитый закон Кулона лежит в основе всех электрических приборов корабля и ракеты.

1963 год. Запущен космический корабль «Восток-5» с космонавтом Валерием Быковским. Полет остается рекордным для человека по длительности в одноместном корабле. На фото — макет корабля «Восток» из нашего центра, подробная информация об отечественных космонавтах размещена в «Зале славы» центра.

1967 год. Запущена к Марсу американская автоматическая межпланетная станция «Маринер-5».

1975 год. Запущена советская автоматическая межпланетная станция «Венера-10».

15 июня

1960 год. Осуществлен первый полет вертолета-крана Ми-10.

1978 год. Запущен космический корабль «Союз-29» с космонавтами Владимиром Коваленком и Александром Иванченковым на борту. Подробную информацию об отечественных космонавтах вы можете узнать в зоне «Зал славы» центра «Космонавтика и авиация».