Дайджест космических дат (1-15 июля)

Добрый день!

С вами экскурсовод центра «Космонавтика и авиация» Александр Яровитчук! Представляю вашему вниманию дайджест космических и авиационных дат на 1-15 июля.

Напоминаю, что экспозиция центра уже открыта для посещения, но часть интерактивных экспонатов и зон в настоящий момент, к сожалению, не доступны. Ждем вас!

1 июля

1958 год. Сергей Королёв пишет письмо в Политбюро ЦК КПСС с предложением начать в Советском Союзе работы по подготовке к полёту человека в космос.

1982 год. Запущен «Космос-1383» — первый поисково-спасательный спутник международной системы спасения в чрезвычайных ситуациях КОСПАС. На фото — спасательный буй и система подачи аварийного сигнала кораблей системы КОСПАС.

1983 год. Запущен космический аппарат «Прогноз-9». С него началась реализация международного проекта «Реликт» по исследованию Вселенной. Полноразмерный образец аппарата этой серии можно детально рассмотреть в нашем центре.

1985 год. Родился Иосиф Шкловский — известнейший астроном СССР. Он стал известен благодаря работам, посвященным проблеме существования внеземных цивилизаций.

1993 год. Запущен космический корабль «Союз ТМ-17» с космонавтами Василием Циблиевым, Александром Серебровым (Россия) и Жан-Пьером Эньере (Франция). В рамках 17 экспедиции на станцию «Мир» экипаж успешно выполнил множество уникальных исследований, среди которых можно отметить эксперимент по выращиванию полупроводниковых кристаллов высокой частоты в установках блока «Кристалл» станции «Мир». Блок «Кристалл» вы можете увидеть на экспозиции центра «Космонавтика и авиация».

1994 год. Запущен космический корабль «Союз ТМ-19» с космонавтами Юрием Маленченко и Талгатом Мусабаевым на борту. Подробная информация о советских и российских космонавтах размещена в «Зале славы» нашего центра.

2004 год. Американская исследовательская автоматическая межпланетная станция «Кассини–Гюйгенс» достигла своей основной цели — системы Сатурна.

3 июля

1946 год. Завод № 456 в подмосковных Химках перепрофилирован для производства жидкостных ракетных двигателей. Впоследствии он стал одним из основных предприятий космический отрасли. Сейчас завод №456 известен под названием НПО «Энергомаш». Образцы выпускаемой продукции завода представлены в экспозиции нашего центра.

1974 год. Запущен космический корабль «Союз-14» с космонавтами Павлом Поповичем и Юрием Артюхиным на борту. Это была первая экспедиция на орбитальную станцию «Салют-3», построенную по программе военных пилотируемых станций «Алмаз».

4 июля

1054 год. Произошла вспышка сверхновой звезды в созвездии Тельца, в результате которой образовалась Крабовидная туманность.

1997 год. Американский межпланетный аппарат «Mars Pathfinder» совершил мягкую посадку на поверхность Марса.

2005 год. Снаряд экспедиции «Deep Impact» впервые в истории столкнулся с кометой.

2012 год. Впервые объявлено о предположительном обнаружении бозона Хиггса в экспериментах на Большом адронном коллайдере. Эта частица и ее свойства лежат в основе стандартной модели Вселенной.

6 июля

1976 год. Запущен космический корабль «Союз-21» с космонавтами Борисом Волыновым и Виталием Жолобовым на борту. Это была первая экспедиция на станцию «Салют-5», построенную по программе военных пилотируемых станций «Алмаз». В нашем центре представлен беспилотный образец станции «Алмаз».

7 июня

1988 год. Запущена советская автоматическая межпланетная станция «Фобос-1» к Марсу и его спутникам.

8 июля

1898 год. Родился Георгий Лангемак, конструктор ракетной техники, сотрудник Газодинамической лаборатории, главный инженер Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ).

1935 год. Родился российский космонавт Виталий Севастьянов. Космонавт совершил два полета. Первый — на корабле «Союз-9», где космонавт установил рекорд по продолжительности автономного полета в корабле (он не побит до сих пор). После полета у космонавта были серьезные проблемы со здоровьем, но после реабилитации он продолжил подготовку и совершил еще один полет на корабле «Союз-18» и станции «Салют-4».

9 июля

1962 год. Американскими учеными был проведен эксперимент «Starfish Prime», в рамках которого они осуществили ядерный взрыв в космическом пространстве на высоте 399 км.

10 июля

1856 год. Родился физик Никола Тесла. Его разработки в области электрического тока магнитных полей и радиосвязи нашли широкое применение в космосе и в быту.

1942 год. Родился российский космонавт Петр Климук. Космонавт совершил три уникальных полета. Первый — на борту космической ультрафиолетовой обсерватории. Второй — на борту станции «Салют-4» , где имелся набор рентгеновских телескопов, астрофизических приборов и новое оборудование для длительных полетов. Третий — на гражданской станции «Салют-6» с международным экипажем на борту. В ходе полетов было получено много новых астрофизических, биологических и технических данных.

11 июля

1990 год. Запущена советская автоматическая обсерватория «Гамма» для проведения исследований в области астрофизики высоких энергий.

12 июля

1988 год. Запущена советская автоматическая межпланетная станция «Фобос-2» к Марсу и его спутникам.

2000 год. Запущен российский модуль Международной космической станции «Звезда». На фото — макет МКС из нашего центра.

13 июля

1934 год. Родился российский космонавт Алексей Елисеев. Он совершил три полета. Первый полет — в составе экипажа корабля «Союз-5». В рамках этой экспедиции состоялась первая в СССР стыковка и переход из одного корабля в другой через открытый космос. В рамках второго полета Елисеева на корабле «Союз-8» был совершен одновременный полёт трех космических кораблей. Третий полет предполагал первую в мире стыковку корабля со станцией. «Союз-10» состыковался, но из-за поломки перейти на станцию космонавту не удалось. В павильоне «Космос» широко освещена жизнь и достижения Алексея Елисеева — подготовка летчика-космонавта и его космические полеты.

1969 год. Запущена советская автоматическая межпланетная станция «Луна-15». В нашем центре представлены секретные чертежи станции, предназначенной для забора образцов лунного грунта.

14 июля

1965 год. Был основан Институт космических исследований Российской академии наук (РАН).

15 июля

1957 год. В Архангельской области начато формирование военного объекта «Ангара», ныне известного как 1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны РФ «Плесецк».

1975 год. Начинается совместный советско-американский экспериментальный полет «Аполлон» — «Союз» (ЭПАС). С космодрома Байконур стартовал космический пилотируемый корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту, а с космодрома на мысе Канаверал — корабль «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Доналдом Слейтоном и Вэнсом Брандтом на борту. На фото — макеты этих кораблей во время стыковки. В 2020 году исполняется 45 лет этому легендарному полету.

2012 год. Запущен космический корабль «Союз ТМА-05М» с российским космонавтом Юрием Маленченко, американским астронавтом Синтой Уильямс и японским космонавтом Акихико Хосидэ.