Дайджест авиационных и космических событий (16–30 апреля)

Добрый день, дорогие читатели блога #КосмосИзДома! С вами экскурсовод центра «Космонавтика и авиация» Александр Яровитчук, и мы продолжаем исторические космические дайджесты.

В юном месяце апреле начинают свой «разбег» не только крылатые качели, но и многие космические аппараты, ракеты, космонавты и инженеры. О них мы и рассказываем в нашем блоге. Часть космических событий апреля уже была описана в прошлом дайджесте, но останавливать на этом наш разгон мы не собираемся. Продолжаем далее.

16 апреля

1914 год. Родился летчик-испытатель Марк Лазаревич Галлай. Он был инструктором-методистом по пилотированию космического корабля для космонавтов первого отряда.

1938 год. Родился конструктор Анатолий Константинович Недайвода. В ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и КБ «Салют» он был техническим руководителем по подготовке и пускам ракет-носителей «Протон». Анатолий Константинович руководил заводскими и летными испытаниями первых транспортных кораблей снабжения космического комплекса «Алмаз», модернизацией и разработкой ракет-носителей «Протон-М», «Рокот», «Ангара», разгонных блоков «Бриз-К», «Бриз-М».

Макеты ракет-носителей семейства «Ангара»

17 апреля

1976 год. Западногерманский межпланетный зонд Helios-2 прошел на минимальном расстоянии в 0,29 астрономической единицы от поверхности Солнца.

18 апреля

1929 год. Валентин Глушко представил в Комитет по делам изобретательства работу «Металл как взрывчатое вещество» с изложением принципа действия ракетного двигателя электротермического типа.

Макет предложенного Валентином Глушко ракетного двигателя электротермического типа

1939 год. Родился конструктор Вячеслав Михайлович Филин. Он являлся заместителем генерального конструктора по средствам выведения. Вячеслав Михайлович отличился работой по программам «Энергия» — «Буран», «Морской старт» и «Воздушный старт».

Макет комплекса «Морской старт»

1953 год. Осуществлен первый пуск баллистической ракеты Р-11.

19 апреля

1953 год. Осуществлен первый успешный пуск баллистической ракеты Р-5.

2001 год. Запущен американский шаттл «Индевор» STS-100 с астронавтами Кентом Роминджером, Джеффри Эшби, Кристофером Хэдфилдом, Скоттом Паразински, Джоном Филлипсом, Умберто Гуидони и российским космонавтом Юрием Лончаковым на борту.

20 апреля

1935 год. Родился конструктор Юрий Павлович Семенов. Он бы заместителем главного конструктора, а потом и главным конструктором космического корабля «Союз» и долговременных орбитальных станций «Салют». В период с 1993 по 2005 год Юрий Павлович занимал должность президента ракетно-космической корпорации «Энергия».

Макет станции «Салют-6»

1936 год. Родился Владимир Константинович Чванов, первый заместитель генерального директора и генерального конструктора КБ «Энергомаш». Он принимал участие в создании двигателей I и II ступеней ракет-носителей (РН) семейства Р-7, Р-9, «Зенит». Под его непосредственным руководством разработаны конструкции двигателей РД-180 для РН «Атлас» и РД-191 для РН «Ангара».

Двигатель РД-108 ракеты-носителя Р-7 в центре «Космонавтика и авиация»

22 апреля

1927 год. Родился заместитель генерального конструктора конструкторского бюро общего машиностроения Лев Александрович Истомин. Он был участником создания стендовых сооружений для экспериментальной отработки стартового и наземного технологического оборудования для ракетно-космических комплексов.

Макет транспортно-монтажного блока для ракеты-носителя «Энергия» и корабля «Буран»

23 апреля

1858 год. Родился немецкий физик Макс Планк. Его работы заложили основы квантовой теории, объяснили принципы излучения света и помогли лучше понять законы Вселенной.

Интерактивный экспонат центра «Космонавтика и авиация», который демонстрирует спектры излучения атомов

1971 год. Запущен космический корабль «Союз-10» с космонавтами Владимиром Шаталовым, Алексеем Елисеевым и Николаем Рукавишниковым на борту.

24 апреля

1962 год. Запущен научно-исследовательский спутник «Космос-3», предназначенный для исследования полярных сияний в атмосфере Земли.

1970 год. Запущен первый китайский национальный искусственный спутник Земли «Mao-1».

25 апреля

1981 год. Запущен транспортный корабль снабжения ТКС-2 , также известный как спутник «Космос-1267». Его функционально-грузовой блок был пристыкован к станции «Салют-6».

26 апреля

1926 год. Родился специалист в области создания жидкостных реактивных двигателей Владимир Сергеевич Варенников. Его разработки помогли создать тормозные двигательные установки для кораблей «Восток», «Восход» и автоматических станции серии «Луна».

Двигатель автоматических межпланетных станций

1950 год. Образовано опытное конструкторское бюро ОКБ-1. Оно было выделено из отдела №3 НИИ-88. Первым главным конструктором ОКБ-1 был назначен С.П. Королев.

1985 год. Запущен спутник «Интеркосмос-23», также известный как «Интершок». В рамках советско-чехословацкого проекта проводились серии экспериментов с целью изучить ударные волны в магнитосфере Земли.

Спутниковая платформа «Прогноз», на базе которой был сконструирован «Интеркосмос-23»

1989 год. Запущен материаловедческий спутник «Фотон-5».

27 апреля

1913 год. Родился ученый и конструктор Виктор Иванович Кузнецов, один из ведущих специалистов в области гироскопических приборов. На заре космонавтики он занимался созданием систем стабилизации космической техники. Виктор Кузнецов входил в Совет главных, где представлял НИИ-10, а чуть позже — НИИ-994.

Блок гироскопических приборов

1947 год. Совет Министров СССР принял постановление о создании в Московском энергетическом институте сектора специальных работ, который получил статус особого конструкторского бюро. ОКБ МЭИ занималось созданием систем радиотелеметрии, радиолокаторов для космических исследований, а также космическим телевидением.

Камера бытового отсека космического корабля «Союз» в экспозиции центра «Космонавтика и авиация»

1966 год. Принято постановление военно-промышленного комплекса «Об утверждении плана работ по созданию пилотируемых кораблей 7К-Л1 для облета Луны» со ссылкой на более ранее постановление правительства «По облету Луны и высадке экспедиции на Луну».

Макет нереализованного посадочного аппарата советского лунного пилотируемого корабля

28 апреля

1999 год. Запущен немецкий астрономический рентгеновский спутник ABRIXAS.

29 апреля

1997 год. Российский космонавт Василий Циблиев и американец Джерри Линенджер (Jerry Linenger) совершили выход в открытый космос. Впервые американский астронавт покинул корабль в российском скафандре.

Скафандр «Орлан-МКС»

30 апреля

1937 год. Родился Владимир Геннадьевич Елисеев, первый заместитель начальника и генерального конструктора КБОМ. Он занимался созданием систем управления и электроснабжения космических стартовых комплексов и заправочных станций, а также оборудования для производства материалов в космосе.

Владимир Елисеев курировал и лунные проекты, в частности разработку лунной базы «Звезда» (проект не был реализован).

Макет лунной базы «Звезда»

Каждый день происходят космические события, каждый день совершаются новые открытия, каждый день возникают новые знания в бесконечной и загадочной Вселенной. Приглашаем всех интересующихся почерпнуть их в нашем центре «Космонавтика и авиация».