Eng
21.05.2021

Жидкостной ракетный двигатель РД-170

Макет в масштабе 1:1.

Предприятие: НПО «Энергомаш».

Размещение: раздел «КБ-1. Космический бульвар».

Ракетный двигатель РД-170 является самым мощным в мире среди тех, что работают на жидком топливе. В качестве топлива в нем используются ракетный керосин и жидкий кислород. Размеры двигателя поражают — 4 м в высоту и почти столько же в диаметре! А теперь попробуйте представить ракету, для которой он создавался. Ракета-носитель «Энергия», которую разгоняли целых четыре гиганта РД-170, по праву считается одним из шедевров отечественной космонавтики. Она была способна поднять 100 т груза в космическое пространство.

Разработка двигателя началась в 1976 году, а первый пуск осуществлен только спустя 11 лет. За это время советским конструкторам пришлось столкнуться со множеством сложностей. Долгое время многочисленные огневые испытания заканчивались авариями и укрепляли сомнения в возможности создания такого двигателя. Однако генеральный конструктор научно-производственного объединения «Энергия» Валентин Глушко был настойчив. В итоге в 1987 году состоялся первый старт гигантской ракеты-носителя, и сразу успешный. На двигателях РД-170 (они стояли на четырех боковых блоках первой ступени) «Энергия» стартовала всего два раза. Особенно знаменит второй пуск 15 ноября 1988 года, когда в свой единственный в истории космический полет отправился орбитальный корабль «Буран».

В дальнейшем на базе легендарного двигателя было создано несколько новых, усовершенствованных версий, некоторые из них используются до сих пор. Например, РД-180 — он используется для первой ступени американской ракеты «Атлас-5».

Партнеры