Валерий Рюмин, с днем рождения!

Здравствуйте, уважаемые читатели блога #КосмосИзДома!
С вами Наталья Бакирова, экскурсовод центра «Космонавтика и авиация».

Профессия космонавт необыкновенная, редкая. Технологический прорыв в ХХ веке был стремительным, воплощались в жизнь первые космические разработки, и эта профессия была поистине героической. Сегодня пойдет речь об одном из космонавтов-героев (дважды Герое Советского Союза), который внес огромный вклад в дело космонавтики, о человеке, создававшем историю советского, российского космоса.

16 августа — день рождения Валерия Викторовича Рюмина (1939 год, Комсомольск-на-Амуре).

Ему довелось совершить четыре космических полета. В 4-й раз он отправился в космос в возрасте 58 лет и считался самым возрастным космонавтом на протяжении 15 лет (1998–2013 годы). Он совершал полеты на легендарные орбитальные станции «Салют-6» и «Мир» на российских кораблях «Союз» и на американском шаттле Discovery.

Валерий Рюмин попал на станцию «Салют-6» только со второго раза.

Первый полет, 1977 год. Экипаж находится на корабле «Союз-25». Не удается совершить стыковку с орбитальной станцией. Три попытки не приводят ни к чему. Топливо на исходе. Космонавтам приходится возвратиться на Землю. Вот высказывание об этом полете журналиста Сергея Акулича: «В истории мировой космонавтики случай с экипажем «Союза-25» можно сравнить, пожалуй, только с ЧП на американском «Аполлоне-13» в апреле 1970 года, когда из-за взрыва на корабле была сорвана лунная экспедиция и трое астронавтов с огромным трудом возвратились на Землю».

Второй полет, 1979 год. Успешная стыковка, экипаж на станции «Салют-6». Но происходит непредвиденное — антенна радиотелескопа КРТ-10 зацепилась за элементы конструкции орбитальной станции. Валерий Рюмин и Владимир Ляхов вынуждены совершить незапланированный выход в открытый космос. Космонавтам присваивают звание Героев Советского Союза.

Третий полет к станции «Салют-6», 1980 год. Рюмин отправляется в космическую командировку, можно сказать, случайно. Валентин Лебедев, бортинженер основного экипажа, получил травму за месяц до полета. Валерий Рюмин летит вместо него, решение принимает руководство НПО «Энергия».

4-й полет, 1998 год. Рюмин уже более десяти лет как покинул отряд космонавтов и находится на заслуженном отдыхе. Но именно Валерия Рюмина выбирают для полета на шаттле Discovery по программе STS-91. Это решение принято руководствами обеих сторон — российской и американской. Шаттл успешно пристыковывается к российской легендарной станции «Мир».

В общей сложности за все полеты Рюмин пробыл на орбите 371 день.

Космическая жизнь Валерия Рюмина до полетов: 27-летний инженер по окончании Московского лесотехнического института попадает по распределению в ЦКБ экспериментального машиностроения (ныне — РКК «Энергия» имени С.П. Королева). Вскоре Рюмин становится заместителем ведущего конструктора по долговременным орбитальным станциям «Салют». И лишь в 34 года его зачисляют космонавтом-испытателем в отряд. А после полетов: заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», руководитель программ «Мир» — НАСА» и «Мир» — «Шаттл» с российской стороны, директор программы Международной космической станции, руководитель научно-технического центра по испытаниям и управлению полетом.

Личная жизнь Валерия тоже «космическая». Он был женат дважды, и второй брак — с Еленой Кондаковой (летчиком-космонавтом, Героем РФ). Со слов супруги, их брак очень счастливый. Но Рюмину нелегко было согласиться на уговоры жены отпустить ее в космический полет. Он ведь не понаслышке знал, насколько это опасно. В итоге Валерий отпускал Елену в космос дважды. Встречал из полета с цветами.

Героизм профессии «космонавт» не раз вдохновлял поэтов, художников, композиторов. Юрием Визбором и Сергеем Никитиным была написана серия песен под названием «Рюминиада». Ее подарили Валерию Рюмину ко дню рождения в 1980 году.

Есть в истории космонавтики совпадение, которое коснулось Валерия Викторовича Рюмина! Тоже 16 августа, только 19 годами позже, родился американец Питер Джеффри Келси Уайсофф. И его профессия — астронавт! На счету Питера четыре космических полета, как и у Валерия! Просто космическое совпадение!

Пожелаем Валерию Викторовичу в день его рождения всех благ! И огромная ему благодарность за героический труд!

До встречи в блоге #КосмосИзДома!