С днем рождения, «Олимп»!

Здравствуйте! С вами экскурсовод центра «Космонавтика и авиация» Борис Пальчиц.

3 января день рождения празднует Герой России, летчик-космонавт Фёдор Юрчихин, который является президентом нашего центра. Сегодня я расскажу вам о земной и космической судьбе Фёдора Николаевича.

Фёдор Николаевич Юрчихин в центре «Космонавтика и авиация»

Космонавт является уроженцем города Батуми (Грузия), где окончил школу №5 имени Сергея Павловича Королёва. После школы он поступил в Московский авиационный институт, выпускниками которого были многие советские космонавты. В 1983 году Юрчихин стал сотрудником НПО «Энергия», где занимался оперативным управлением полета грузового корабля «Прогресс» и разгонного блока «Д», который использовался для выведения автоматических межпланетных станций к другим планетам, орбитальных станций «Салют-7» и «Мир». Также Фёдор Николаевич был руководителем оперативной группы управления на плавучем командно-измерительном пункте (корабле) «Космонавт Юрий Гагарин». Подобные плавучие измерительные пункты позволяли выйти на связь с космическими аппаратами, в то время как те находились вне зоны видимости с территории СССР.

Плавучий командно-измерительный пункт «Космонавт Юрий Гагарин»

В 1997 году Фёдор Николаевич был отобран в отряд космонавтов РКК «Энергия». Космонавт в одном из интервью рассказывал: «Когда в 1997 г. нас отобрали в отряд космонавтов, это был знаменательный день, но во мне не было ни эйфории, ни страха, ни какой-то необыкновенной радости. Не то чтобы я воспринял это как должное, просто почувствовал, что выхожу на финишную прямую». Фёдор Юрчихин попал в один набор с такими космонавтами, как Михаил Корниенко, который впоследствии провел вместе с американским астронавтом Скоттом Келли на борту МКС 340 суток, и Юрием Лончаковым — будущим начальником Центра подготовки космонавтов.

С 7 по 18 октября 2002 года Фёдор Николаевич совершил свой первый полет. Он состоялся на корабле Atlantis системы Space Shuttle и МКС в составе российско-американского экипажа.

Ф. Н. Юрчихин перед полетом на корабле Atlantis

7 апреля 2007 года Фёдор Юрчихин второй раз отправился на орбиту. Он стартовал на корабле «Союз ТМА-10» вместе с командиром экипажа Олегом Котовым и космическим туристом Чарльзом Симони на МКС. Во время полета Юрчихин стал командиром экипажа станции, совершил три выхода в открытый космос и провел на МКС 196 суток. Во время его командования произошел сбой в работе бортовых компьютеров российского сегмента, из-за чего перестали нормально работать двигатели ориентации и система жизнеобеспечения. Аварию удалось устранить. В 2008 году после полета космонавту было присвоено звание Героя России.

Экипаж корабля «Союз ТМА-10»: Олег Котов (в центре), Фёдор Юрчихин (справа) и участник космического полета Чарльз Симони (слева)

Третий полет начался 16 июня 2010 года, когда Фёдор Николаевич отправился на Международную космическую станцию впервые в качестве командира корабля, взяв для своего экипажа позывной «Олимп». На корабле «Союз ТМА-19» вместе с ним отправились американские астронавты Шеннон Уокер и Даглас Уилок. Во время своей миссии российский космонавт дважды выходил в открытый космос, проведя на орбите 163 дня.

Экипаж корабля «Союз ТМА-19»: Фёдор Юрчихин (в центре), Даглас Уилок (слева), Шеннон Уокер (справа)

Четвертый раз космонавт полетел 29 мая 2013 года в качестве командира экипажа корабля «Союз ТМА-09М» вместе с итальянским астронавтом Лукой Пармитано и американским астронавтом Карен Найберг. Полет продолжался в течение 166 суток. Во время него космонавт два раза выходил в открытый космос. Интересно, что именно в спускаемом аппарате его корабля на Землю был возвращен факел Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, который в открытый космос выносили российские космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский. В нашем центре находится спускаемый аппарат корабля «Союз ТМА-10М», в котором вернулись на Землю Олег Котов, Сергей Рязанский и американский астронавт Майкл Хопкинс.

Экипаж корабля «Союз ТМА-09М»: Фёдор Юрчихин (в центре), Карен Найберг (слева), Лука Пармитано (справа)
Фёдор Николаевич с факелом Сочинских игр 2014 года после возвращения на Землю
Спускаемый аппарат корабля «Союз ТМА-10М», в котором вернулись на Землю Олег Котов, Сергей Рязанский, выносившие факел Олимпиады-2014 в открытый космос, и американский астронавт Майкл Хопкинс

В пятую космическую экспедицию Юрчихин отправился 20 апреля 2017 года вместе с американским астронавтом Джеком Фишером на корабле «Союз МС-04». Этот корабль стал одним из немногих «Союзов», получивших собственное имя — «Арго». Дело в том, что Фёдор Юрчихин имеет греческие корни, поэтому и позывной его, и название корабля связаны с греческой мифологией. Во время этого полета Фёдор Юрчихин совершил выход в открытый космос вместе с Сергеем Рязанским. Фёдор Николаевич стал первым космонавтом, вышедшим в открытый космос в современном скафандре «Орлан-МКС», макет которого можно увидеть в нашем центре. Длительность пятого полета составила 135 суток.

Экипаж «Союза МС-04»: слева Фёдор Юрчихин, справа Джек Фишер
Скафандр «Орлан-МКС» (слева) в центре «Космонавтика и авиация»

С 2018 года Фёдор Юрчихин является президентом центра «Космонавтика и авиация», где он проводит свои «Уроки космоса».

Мы поздравляем Фёдора Николаевича с днем рождения и желаем счастья, хорошего настроения и космических достижений в новом году!

Центр «Космонавтика и авиация» продолжает работу в формате COVID-free. При посещении музейно-выставочных площадок необходимо предъявить QR-код: вакцинированного, переболевшего либо выданный после отрицательного ПЦР-теста, и документ, удостоверяющий личность (паспорт, водительское удостоверение, военный билет).
Дети до 14 лет могут посещать музеи в сопровождении взрослых, имеющих QR-код, дети от 14 до 18 лет — без QR-кода и без сопровождения. Подробная инструкция по получению QR-кода доступна на портале mos.ru. Для сокращения времени на проверку просьба готовить документы и QR-код заранее.

С заботой о вас.