Рекордные выходы в открытый космос

Здравствуйте, дорогие читатели блога #космосиздома! С вами экскурсовод центра «Космонавтика и авиация» на ВДНХ Борис Пальчиц.

В работе космонавта немало сложных и опасных операций, одна из них — выход в открытый космос. Сегодня мы поговорим о рекордах, связанных с этим непростым делом.

1.     Первый выход человека в открытый космос. 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов вышел в открытый космос с борта корабля «Восход-2», где оставался командир экипажа Павел Беляев. Леонов через надувную шлюзовую камеру покинул корабль на 12 минут. Возвращение же назад из-за того, что оболочка скафандра стала в условиях вакуума из-за перепада давления жесткой, оказалось большой проблемой — космонавт мог погибнуть, не сумев вернуться обратно. Космонавту пришлось переключить давление в скафандре на более низкий уровень, чтобы вернуться обратно в корабль. 29 мая 2019 года космонавты Олег Кононенко и Алексей Овчинин совершили выход в открытый космос с борта МКС, посвятив его Алексею Леонову как раз накануне его дня рождения — 30 мая — и закрепив на ранцах скафандров поздравления.

2.     Рекорд по количеству выходов в открытый космос. Рекордсменом по общему количеству выходов в открытый космос является советский и российский космонавт Анатолий Соловьёв, который пять раз побывал на борту станции «Мир» и 16 раз выходил в открытый космос! В последнем своем полете он с бортинженером Павлом Виноградовым выходил в разгерметизированный после столкновения с грузовым кораблем «Прогресс» модуль «Спектр» для подключения через гермоадаптер четырех солнечных батарей этого модуля к энергосистеме станции. А еще этот космонавт в день 850-летия Москвы поздравил москвичей во время выхода в открытый космос, взяв с собой плакат.

3.     Первый международный выход в открытый космос. С конца 1970-х до начала 1990-х годов на борту советских орбитальных станций побывал ряд иностранных космонавтов, среди которых был первый космонавт Франции Жан-Лу Кретьен. Первый раз он отправился в космос в 1982 году, а второй раз — в 1988-м. Причем в 1988 году на космодроме Байконур экипаж провожали именитые гости: президент Франции Франсуа Миттеран и группа Pink Floyd. Во время этого полета французский космонавт стал участником первого международного выхода в открытый космос! Он состоялся 9 декабря 1988 года, когда Кретьен и его командир Александр Волков в скафандрах «Орлан» вышли из переходного отсека базового блока станции «Мир».

Задачей выхода была установка на корпусе станции экспериментальной развертываемой конструкции «Эра» и панели с образцами различных материалов. В открытом космосе Волков и Кретьен находились 5 часов 51 минуту. Этот выход оказался очень сложным из-за того, что «Эра» не раскладывалась и Волкову пришлось несколько раз ударить по ней, прежде чем конструкция раскрылась.

4.     Жан-Лу Кретьен стал первым иностранцем, работавшим в отечественном скафандре «Орлан», а в 1997 году российский космонавт Владимир Титов стал первым русским, работавшим в американском скафандре. Дело в том, что он прибыл на станцию «Мир» на борту шаттла Atlantis и из шлюзового отсека корабля вместе с астронавтом Скоттом Паразински вышел в открытый космос в рамках ремонта пострадавшей во время столкновения с грузовым кораблем «Прогресс» солнечной батареи модуля «Спектр». Кстати, в этом экипаже многоразового корабля оказался и Жан-Лу Кретьен. Это был его третий полет.

5.     Первый выход с использованием индивидуальной системы перемещения. Работа за бортом кораблей или станций является рискованной операцией, требующей постоянного внимания космонавта. Во время внекорабельной деятельности космонавт использует страховку в виде двух фалов, чтобы не оторваться от корпуса корабля или станции. В 1984 году впервые человек работал без страховочных фалов. Им стал американский астронавт Брюс МакКэндлесс, который 7 февраля 1984 года покинул борт шаттла Challenger для испытания индивидуальной двигательной установки MMU на 5 часов 55 минут и 9 февраля на 6 часов 17 минут. Максимально астронавт удалялся от корабля более чем на 97,5 метра. Фотография человека, парящего в открытом космосе, облетела весь мир!

6.     Самое большое число космонавтов в открытом космосе. Еще один рекорд, связанный с полетами американских астронавтов, — это одновременное нахождение в открытом космосе трех человек! Обычно выходящий экипаж состоит из двух человек по соображениям безопасности. Миссия же космического корабля Endeavour, стартовавшего 7 мая 1992 года, была очень сложной: после захвата спутника Intelsat-6 астронавты должны были прикрепить к спутнику двигатель, который, работая как буксир, перевел бы спутник на другую орбиту. Для работы со спутником потребовалось во время одного из выходов (13−14 мая) участие трех астронавтов: Пьера Тюота, Ричарда Хиба и Томаса Эйкерса.

7.     Первый выход женщины в открытый космос. Много было сказано о космонавтах-мужчинах, теперь надо сказать и о женщинах. Первой женщиной, совершившей выход в открытый космос, стала Светлана Савицкая. Она дважды побывала в космосе. В 1982 году она первый раз отправилась на орбиту на корабле «Союз Т-7» на орбитальную станцию «Салют-7» вместе с космонавтами Леонидом Поповым и Александром Серебровым, где провела уникальный эксперимент по созданию в невесомости инсулинового препарата. Второй раз на борт «Салюта-7» она отправилась в 1984 году на «Союзе Т-12» вместе с Владимиром Джанибековым и Игорем Волком для проведения необычных операций в открытом космосе: сварки, резки, пайки и напыления металлов. 25 июля Савицкая с Джанибековым вышли в открытый космос на 3 часа 33 минуты.

8.     Самый продолжительный выход. Обычно выход в открытый космос продолжается в течение 5−7 часов, но бывают и более длительные космические прогулки. Американский астронавт Сьюзан Хелмс в марте 2001 года установила рекорд по длительности внекорабельной деятельности — 8 часов 53 минуты. Она вместе с астронавтом Джимом Воссом совершила выход во время миссии шаттла Discovery по сборке МКС.

9.     Первый выход двух женщин в открытый космос. 18 октября 2019 года с борта МКС впервые вышли в открытый космос сразу две женщины: астронавты NASA Кристина Кук и Джессика Меир. Они заменили вышедший из строя блок управления зарядом и разрядом батарей питания станции. Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 7 часов 17 минут.

10.     Самый долгий выход в российском скафандре «Орлан». Закончить список рекордов стоит на самом продолжительном пребывании в открытом космическом пространстве в отечественном скафандре. 2 февраля 2018 года наши космонавты Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров совершили выход для демонтажа приемного устройства антенны на модуле «Звезда» и установили новый приемный модуль широкополосной системы связи. Длительность выхода составила 8 часов 12 минут.

Подробнее о сложностях работы в открытом космосе вы сможете узнать, побывав в центре «Космонавтика и авиация» на ВДНХ!

Центр «Космонавтика и авиация» продолжает работу в формате COVID-free. При посещении музейно-выставочных площадок необходимо предъявить QR-код: вакцинированного, переболевшего либо выданный после отрицательного ПЦР-теста, и документ, удостоверяющий личность (паспорт, водительское удостоверение, военный билет).
Дети до 14 лет могут посещать музеи в сопровождении взрослых, имеющих QR-код, дети от 14 до 18 лет — без QR-кода и без сопровождения. Подробная инструкция по получению QR-кода доступна на портале mos.ru. Для сокращения времени на проверку просьба готовить документы и QR-код заранее.

С заботой о вас.