Лунный корабль Л-3

В начале 1980-х мировые СМИ, а с ними и вся мировая общественность, обсуждали скорое падение на Землю советского спутника «Космос-434». Поводом для особого беспокойства были слухи: на борту установлен ядерный реактор! 21 августа 1981 года спутник благополучно сгорел над Австралией, не долетев до земли, но официальному представителю советского МИДа все же пришлось давать заверения: на борту не было радиоактивных элементов, спутник был «экспериментальным блоком лунного модуля». Так мир узнал, что в Советском Союзе была пилотируемая лунная программа.

О лунной пилотируемой программе и о кораблях Л-3 мы поговорим сегодня в нашем блоге #КосмосИзДома, и с вами экскурсовод Ксения Морабито.

К августу 1981 года спутник «Космос-434» находился на орбите уже десять лет. А его полет начался пятьдесят лет назад от нашей даты — 12 августа 1971 года. Это был уже третий полет прототипа Т-2К лунного корабля Л-3 — советские инженеры имитировали штатную циклограмму работы ракетного блока и различные аварийные режимы на околоземной орбите.

Задача доставить человека на Луну — грандиозная в своей основе — была поставлена перед инженерами в конце 1964 года. Тогда был разработан проект ракетно-космического комплекса Н-1 — Л-3, где Н-1 — это трехступенчатая ракета, а Л-3 — это система из лунного орбитального корабля (ЛОК), лунного посадочного корабля (ЛК) и двух ракетных блоков, нужных для возвращения на Землю.

Ракетоноситель Н-1

Расчетная длительность экспедиции планировалась в промежутке 11–12 суток, и выполняться полет должен был по достаточно сложной схеме. Сначала ракетоноситель Н-1 должен был вывести на низкую околоземную орбиту систему Л-3, затем — старт с околоземной орбиты и переход на траекторию полета к Луне, после — выход на эллиптическую окололунную орбиту. Далее один из двух космонавтов через открытый космос должен был перейти из ЛОК в ЛК и готовиться к посадке на поверхность Луны, второй — оставаться на орбите. ЛК отделяется от ЛОК, разворачивается и тормозится, происходят спуск и маневр выбора точки посадки. Выбирать место посадки должен был космонавт, и на принятие правильного решения у него было всего около 30 секунд! На самой поверхности Луны человек должен был пробыть от 6 часов до суток, и за это время космонавт должен был успеть не только «погулять» по лунной поверхности и установить флаг СССР, но и взять образцы лунного грунта, провести фотосъемку ландшафта и ряд телерепортажей с лунной поверхности, а также развернуть научные приборы для сбора данных. После предстояло еще возвращение. ЛК взлетает с поверхности Луны с помощью специального блока Е и стыкуется с ЛОК. Космонавт возвращается на борт ЛОК из ЛК и сразу после ЛОК переходит на трассу Луна — Земля. Несколько раз за время обратного полета должна была проводиться коррекция траектории. Перед входом в атмосферу Земли происходило разделение отсеков, и спускаемый аппарат брал траекторию посадки. Он должен был войти в атмосферу Земли со второй космической скоростью! Космонавтам внутри пришлось бы несладко.

Как был устроен лунный орбитальный корабль (ЛОК)?

Его начальная масса составляла 9850 кг, масса при старте к Земле — 7530 кг. В длину он имел 10,06 м и состоял из нескольких частей:

• спускаемого аппарата (длина — 2,19 м, максимальный диаметр — 2,2 м, вес — 2,8 т) — здесь находились кресла для космонавтов «Казбек», пульт управления, системы связи и даже космический туалет;
  • приборно-агрегатного отсека (длина — 2,82 м, максимальный диаметр — 2,2 м) — здесь были помещены системы радиосвязи, телеметрии, командной радиолинии, а также ориентации;
  • бытового отсека (длина — 2,26 м, максимальный диаметр — 2,3 м) — здесь помещались запасы продуктов и воды, скафандры «Орлан» и «Кречет-94», кино- и фотоаппаратура;
  • блока двигателей ориентации комплекса и причаливания со стыковочным узлом и антеннами системы стыковки;
  • энергоотсека;
  • ракетного блока И.
Лунный орбитальный корабль (ЛОК)

А ЛК состоял из лунно-посадочного модуля и лунно-взлетного аппарата. Общая масса перед посадкой на Луну достигала 5560 кг, после — 3800 кг. Высота корабля составляла 5,4 м, а выглядел он вот так:

Лунный корабль (ЛК)

Разработки лунного корабля и ракеты для него проходили в полной секретности и в условиях космической гонки с США. Увы, американским ученым удалось воплотить смелую мечту о человеке на Луне быстрее: 20 июля 1969 года астронавт Нил Армстронг ступил на поверхность другого небесного тела, навсегда вписав свое имя в историю.

Нил Армстронг на поверхности Луны

Советская же пилотируемая программа находилась к концу 1960-х — началу 1970-х на стадии финальных испытаний, но проблема с двигателями ракетоносителя Н-1 не давала совершить безаварийный пуск. В 1974 году советская лунная пилотируемая программа была закрыта, и усилия инженеров были направлены на создание долговременной орбитальной станции на орбите Земли.

Но все же лунные разработки не пропали даром.

На основе лунного скафандра был создан современный скафандр для выхода в открытый космос «Орлан».

А в 1970-м и в 1973-м на Луне побывали два лунохода — первые в истории!

Луноход

О других космических достижениях, появившихся благодаря лунной программе, а также об автоматических экспедициях к Луне и другим планетам Солнечной системы вы сможете подробнее узнать на наших экскурсиях в центре «Космонавтика и авиация». Ждем вас! А также следите за новыми выпусками блога #КосмосИзДома.