Eng

Космическая железная дорога

«Ракеты улетают из железнодорожного тупика», как говорят на космодроме.

  

Здравствуйте, уважаемые читатели космического блога #КосмосИзДома!

В мире есть разные ракеты и разные космодромы. Мы поговорим сегодня о железной дороге для российской пилотируемой космонавтики. С вами экскурсовод Татьяна Ревунова.

Наиболее распространенный способ доставки частей пилотируемых кораблей «Союз» и ракет для их запуска — по железной дороге. Для этого используются специально оборудованные вагоны и приспособленные для этой цели вагонные разборные кузова, платформы и полувагоны, в которых космическую технику доставляют на космодром крупными блоками. Максимальная высота грузового транспортного средства с грузом не должна превышать 4,5 м. Это связано с высотным ограничением тоннелей, проводов линий связи и электропередач.

При проектировании ракет дальнего действия и космических аппаратов (КА), конечно, учитываются железнодорожные габариты, в которые должен вписываться любой перевозимый по железной дороге груз и сам вагон.

Рис. 1. Схема специального транспорта по перевозке РН

Специальные вагоны оборудованы установками поддержки определенного влажностного теплового режима. Эти вагоны собираются в литерные составы (поезда высокой важности), которые останавливаются только для техосмотра.

Бывали случаи аварийных ситуаций при перевозках частей космической техники. Например, космический корабль (КК) «Союз-ТМА-20» при перевозке на Байконур в 2010 году получил существенные повреждения, не позволившие ему в таком состоянии стартовать к МКС.

Во время транспортировки по железной дороге космический аппарат горизонтально закрепляется в хвостовой части и в районе стыка между бытовым отсеком и спускаемым аппаратом на выдвижной рампе в специальном вагоне. Один из сотрудников ракетно-космической отрасли так описывает аварию при перевозке: «При транспортировке корабля «Союз ТМА-20» произошел обрыв одного из крепежных элементов, в результате чего космический аппарат упал вниз и после этого при раскачивании вагона мог совершать поперечные колебания».

По данным источника, результатом аварии стало смещение более чем на 1,5 мм днища спускаемого аппарата. «Возможно, в нем возникли микротрещины, и выяснение целости конструкции днища можно провести только в заводских условиях, на Байконуре подобную операцию выполнить проблематично», — подчеркнул он.

Кроме того, был порван кожух, прикрывающий двигательную установку корабля. 

Итак, по железной дороге крупные части КК и ракеты «Союз» доставляются в монтажно-испытательный комплекс (МИКи) на космодром. Здесь производятся расконсервация, монтаж и дальнейшая подготовка оборудования для космического полета.

За 64 часа до запланированного старта ракету и КК в состыкованном положении вывозят на стартовую площадку.

Железнодорожная сеть Байконура составляет около 470 км неэлектрофицированных путей. Рельсы соединяют стартовые площадки, измерительные пункты, МИКи.

По традиции ракета «Союз» вывозится тепловозом на платформе-установщике в 7:00. Ведомый тепловозом ТЭМ2 состав состоит из платформы для ракеты-носителя (РН) и вагона с климатической установкой, соединенного с платформой-установщиком различными трубопроводами. Вагон с климатической установкой построен на Южмаше (сейчас г. Днепр) на базе восьмиосного вагона. Скорость движения состава строго ограничена 5 км в час. При транспортировке РН потяжелее, нежели «Союз», используются два тепловоза — спереди и сзади, так как путь имеет хотя и небольшие, но затяжные уклоны.

Рис. 2. Транспортировка РН на стартовый комплекс.

Машинист не может контролировать такую скорость спецпоезда по приборам, поэтому впереди состава идет сотрудник в ярком жилете, и машинист ориентируется по нему.

Ракету сопровождают руководители испытаний, разработчики систем, конструкторы.

Установщик доезжает до края газовода (углубления для отвода выбрасываемых ракетой газов) и останавливается. Паровоз «отстыковывается». Для точного подъезда к стартовой системе с минимальной скоростью головная часть платформы имеет автономный механизм передвижения с применением электромоторов.

Включаются электромоторы платформы-установщика, и она подвигается еще ближе к краю проема, точно в предназначенное место.

Рис. 3. Железный путь к стартовому столу

Вот он, впереди, — железнодорожный тупик. Теперь ракета переходит «в ведение» стартового стола. Начинают работать гидравлические домкраты и устанавливают ракету в вертикальное положение.

После железной дороги ракете предстоит космическая!

Пожелаем ей доброго пути. А нам с вами — новых встреч в блоге #КосмосИзДома!

Партнеры