Евгений Хрунов и его встреча на орбите

Здравствуйте, уважаемые читатели космического блога #КосмосИзДома!

10 сентября, в день 88-летия Евгения Васильевича Хрунова, мы вспоминаем самое космическое событие его жизни. С вами экскурсовод Татьяна Ревунова.

16 января 1969 года воодушевленные жители деревни Пруды собрались вместе, держа в руках рукописные плакаты: «Ура нашему земляку — космонавту Хрунову!», «Наш земляк Хрунов Евгений Васильевич на борту корабля «Союз-5», «Евгению Васильевичу Хрунову, нашему земляку, — ура!».

Плакат

Евгений Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Тульской области. Вскоре после окончания Батайского военного авиационного училища был зачислен в состав первого отряда советских космонавтов. Готовился к первому выходу в открытый космос и был дублером Алексея Леонова. Дальнейшая его подготовка связана с полетами на космическом корабле (КК) «Союз».

Еще пока Хрунов летал, его избрали почетным членом своего колхоза, почетным пионером местной школы, почетным жителем Воловского района. К этой всеобщей эйфории присоединилась и Тула.

Оказалось, что это единственный полет Евгения Васильевича Хрунова. Но этот полет стоит многих.

На КК «Союз-5» 15 января 1969 года они стартовали втроем: Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов. Но за день до их взлета на орбиту отправился КК «Союз-4» с Владимиром Шаталовым на борту.

Задачей экипажей было обеспечить стыковку двух КК «Союз». После чего два космонавта — Хрунов и Елисеев — перешли через открытый космос из «Союза-5» в «Союз-4».

Эта задача решалась в рамках подготовки пилотируемого полета на Луну советского космонавта.

Впервые на орбите Земли работала двухсоставная космическая станция. Чтобы не разгерметизировать спускаемые аппараты (СА), в качестве шлюзовых камер использовались бытовые отсеки кораблей.

На 35-м витке первым в скафандре «Ястреб» вышел в открытый космос Евгений Хрунов.

В это время состыкованные корабли находились над Южной Америкой и не имели связи с Центром управления полетом (ЦУП) в СССР. Выход Елисеева происходил уже над территорией СССР, когда поддерживался радиоконтакт с ЦУП. Елисеев закрыл за собой люк «Союза-5». Хрунов и Елисеев, используя специальные поручни на внешней стороне КК, перешли в бытовой отсек «Союза-4», где его командир Владимир Шаталов помог им снять скафандры. Евгений Хрунов передал ему письма, телеграммы и газеты, которые вышли уже после старта Шаталова, за что навеки получил шутливое прозвище первого космического почтальона.

Корабли «Союз-4» и «Союз-5» находились в состыкованном состоянии 4 ч 35 мин.

В ходе полета Волынова, Шаталова, Елисеева и Хрунова состоялись и были зафиксированы в Международной книге авиационных и космических рекордов: первая в мире стыковка на орбите пилотируемых кораблей, первый переход с корабля на корабль через открытый космос.

В проведенном эксперименте были видны прообразы действий, связанные с грядущими дальними полетами — орбитальная станция может быть космическим пересадочным пунктом для экипажа межпланетного корабля. Стыковка удвоила жилую и рабочую площадь космического поселения. Так и получилось — дальше были «Салюты», станция «Мир» и, наконец, как показатель научно-технического сотрудничества в космосе — Международная космическая станция.

В 70-х годах прошлого века в нашем павильоне «Космос» можно было увидеть полноразмерный макет этой первой «орбитальной станции».

Макет стыковки «Союзов» в павильоне «Космос» на ВДНХ, 1973 г.

Евгений Хрунов надеялся еще слетать в космос и не раз готовился к новому полету. Но в итоге он окончил Военно-воздушную инженерную академию, получил высшее военно-политическое образование. Стал кандидатом наук.
После увольнения в 1989 году из рядов Вооруженных сил принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

За год до его кончины, в 2019 году, в Молдове выпустили марку, напоминающую об участии Евгения Хрунова в появлении на орбите первой орбитальной станции.

До новых встреч в блоге #КосмосИзДома!