Дайджест авиационных и космических дат (1—15 октября)

Добрый день, уважаемые читатели блога #КосмосИзДома!

С вами экскурсовод центра «Космонавтика и авиация» Александр Яровитчук.

С 4 октября по 10 октября отмечается Международная космическая неделя, она будет праздноваться и в нашем центре. Уже подготовлена специальная программа, которая появится на нашем чуть позже. А сейчас давайте познакомимся с событиями авиации и космонавтики, произошедшие в разные годы с 1 по 15 октября.

1 октября

1881 год. Родился американский самолётостроитель Уильям Боинг.

1950 год. Родился российский космонавт и ученый Борис Владимирович Моруков. Космонавт совершил один полет в космос, в котором проводил подготовку МКС к работе с модулем «Звезда» и серию биологических экспериментов. До и после полета проводил исследовательскую работу, нацеленную на изучение влияния факторов космического полета на организм человека. На фото - пример последствий воздействия невесомости на костную ткань.

2005 год. Запущен пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-7» c космонавтом Валерием Токаревым, американским астронавтом Уильямом Макартуром и космическим туристом из США Грегори Олсеном на борту.

2 октября

1939 год. Родился российский космонавт Юрий Николаевич Глазков. Он совершил свой полет на станцию «Салют-5» по военной программе «Алмаз» На ней он впервые выполнил замену атмосферы на борту станции.

1991 год. Запущен пилотируемый космический корабль «Союз ТМ-13» с космонавтами Александром Волковым, казахским космонавтом Токтаром Аубакировым и австралийским космонавтом Францем Фибёком на борту. Последний пилотируемый космический полёт советской программы.

3 октября

1942 год. Осуществлен первый успешный пуск немецкой баллистической ракеты «Фау-2»

1968 год. Осуществлен первый полёт пассажирского самолёта Ту-154.

1994 год. Запущен пилотируемый космический корабль «Союз ТМ-20» с космонавтами Александром Викторенко, Еленой Кондаковой и Ульфом Мербольдом на борту. Первый длительный полёт женщины космонавта. Елена Кондракова не раз была гостем центра «Космонавтика и авиация»

4 октября

1957 год. Запущен первый в мире искусственный спутник Земли. С его старта началась эра освоения космоса.

1959 год. Запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-3», впервые сфотографировавшая обратную сторону Луны

1965 год. Запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-7».

5 октября

1882 год. Родился один из пионеров космонавтики Роберт Годдард.

1930 год.   Родился российский космонавт Павел Попович. Четвертый космонавт СССР. Он впервые выполнил совместный полет двух кораблей, а во втором полете впервые осуществил программу на военной орбитальной станции «Салют-3» программы «Алмаз»

6 октября

1990 год. Запущен на межпланетную траекторию американский солнечный зонд «Улисс». Первый аппарат, летавшей перпендикулярно плоскости орбит планет.

7 октября

1959 год.   С борта автоматической межпланетной станции «Луна-3» на Землю переданы первые фотографии обратной стороны Луны. В центре Космонавтика и Авиация представлен подвижный глобус нашего спутника, со всеми деталями доселе неизвестной территории.

2010 год. запущен пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-01М» с космонавтами Александром Калери, Олегом Скрипочкаи американским астронавтом Скоттом Келли. Первый полет людей к МКС.

9 октября

1957 год.   Родился российский космонавт Юрий Усачёв. Специалист по разработке систем, необходимых для выхода в открытый космос сам 7 раз проделывал эту операцию. За 4 полёта космонавт проработал на орбите 552 суток. На фото из центра «Космонавтика и Авиация» представлена шлюзовая камера для выхода в космос станции «МИР»

10 октября

1948 год. Осуществлён первый успешный испытательный пуск баллистической ракеты Р-1.

2007 год. Запущен пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-11» с космонавтами Юрием Маленченко, американским астронавтом Пегги Уитсон и малазийским астронавтом Музафаром Шукор на борту.

11 октября

1969 год. Запущен пилотируемый космический корабль «Союз-6» с космонавтами Георгием Шониным и Валерием Кубасовым на борту. Старт первого аппарата для проведения совместного полета трех кораблей. На борту впервые проведена сварка в невесомости в условиях космического вакуума.

1976 год Осуществлён первый полет прототипа летательного аппарата, созданного по программе «Спираль» под названием -105.11. В центре «Космонавтика и авиация» представлено несколько макетов аппаратом этой программы: Бор и нереализованный орбитальный самолет «Спираль». Помимо исторических документов в центре «Космонавтика и авиация вы можете увидеть макеты как реализованных, так и нереализованных аппаратов этого проекта»

1995 год. Запущен российский спутник связи «Луч-1» для обеспечения бесперебойной связи с орбитальными станциями

12 октября

1964 год. Запущен пилотируемый космический корабль «Восход». Впервые на орбиты вышел многоместный корабль с космонавтами Владимиром Комаровым, Константином Феоктистовым, Борис Егоровым на борту. Об этом полёте в подробностях узнайте в павильоне «Космос»

1969 год. Запущен пилотируемый космический корабль «Союз-7» с космонавтами Анатолием Филипченко,  Владиславом Волковым и Виктором Горбатко на борту. Второй корабль для совместного полета трех аппаратов. При этом должен был осуществлен переход космонавтов между кораблями через открытый космос в скафандрах «Ястреб»

2008 год. Запущен пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-13» с космонавтом Юрием Лончаковым, американским астронавтам Майклом Финк и американским космическим туристом Ричардом Гэрриотом. Этот полет стал сотым пилотируемым для кораблей программы «Союз»

13 октября

1969 год. Запущен пилотируемый космический корабль «Союз-8» с космонавтами Владимиром Шаталовым, Алексеем Елисеевым. На орбиты вышел последний аппарат для совместного полета трех кораблей.

14 октября

1905 год. Образована Международная авиационная федерация.

1976 год. Запущен пилотируемый космический корабль «Союз-23» с космонавтами Вячеславом Зудовым и Валерием Рождественским на борту. Осуществить программу полета экипажу не удалось. В аварийном режиме корабль вернулся на Земли, но упал в озеро. Это был первый и единственный случай приводнения советских пилотируемых космических аппаратов. На такой случай в снаряжении космонавта присутствует комбинезон «Форель», часть которого можно увидеть на фото.

2004 год. Астрономы открыли карликовую планету Седну, транснептуновый объект в Поясе Койпера.

15 октября

1997 год. Запущена американская автоматическая межпланетная станция «Кассини» к Сатурну. Этот аппарат открыл нам много тайн окольцованной планеты. Узнать о них можно на экскурсии в павильоне «Космос»

2003 год. Запущен китайский пилотируемый космический корабль «Шэньчжоу-5» с тайконавтом Яном Ливэй. Полёт первого космонавта из Китая.

Ждем вас на экскурсиях центра «Космонавтика и авиация», также на странице блога #КосмосИзДома!