Дайджест авиационных и космических дат (1—15 сентября)

Добрый день, дорогие любители космоса и авиации, а также будущие космонавты и летчики.

Сегодня мы традиционно отправляемся в прошлое, чтобы узнать, чем космическим запомнился очередной месяц в разные годы. За рулем машины времени — экскурсовод центра «Космонавтика и авиация» Александр Яровитчук. Приглашаю в путешествие по датам с 1 по 15 сентября. Поехали!

1 сентября

1882 год. Открыта ярчайшая комета XIX века — «Большая сентябрьская комета 1882 года» Узнать о других кометах можно в зоне нашего центра «Изучение планет Солнечной системы».

1994 год. Начат 135-суточный эксперимент HUBES по автономной жизнедеятельности трех российских исследователей на борту полномасштабной модели станции «Мир».

2 сентября

1908 год. Родился основоположник отечественного двигателестроения, один из пионеров ракетной техники Валентин Глушко. В павильоне «Космос» помимо личных исторических вещей инженера переставлены десятки двигателей его конструкции и даже его первый студенческий проект гелиоракетоплана.

1971 год. Запущена советская автоматическая межпланетная станция «Луна-18».

3 сентября

1930 год. Осуществлен первый полет первого советского вертолета ЦАГИ 1-ЭА.

1995 год. Запущен пилотируемый космический корабль «Союз ТМ-22» с космонавтами Юрием Гидзенко, Сергеем Авдеевым и немецким космонавтом Томасом Райтером на борту.

5 сентября

1929 год. Родился советский космонавт Андриян Николаев. Третий космонавт советского союза совершил два полета в космос. Второй полет в составе экипажа корабля «Союз-9» до сих пор остается рекордным по продолжительности среди автономных полетов.

1977 год. Запущена в межпланетное пространство американская автоматическая межпланетная станция «Вояджер-1».

1989 год. Запущен пилотируемый космический корабль «Союз ТМ-8» с космонавтами Александром Викторенко и Александром Серебровым на борту. Этот экипаж участвовал в укомплектовке станции «Мир» блоком «Квант-2» Этот блок и представлен на фото.

7 сентября

1957 год. Осуществлен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Впервые головная часть достигла поверхности Земли. На фото представлен макет этой ракеты.

8 сентября

1967 год. Запущена американская автоматическая межпланетная станция «Сервейер-5» к Луне.

9 сентября

1956 год. Родился российский космонавт Анатолий Арцебарский. За свой полет он пробыл в космосе 144 дней и 6 раз выходил в открытый космос.

1975 год. Запущена американская автоматическая межпланетная станция «Викинг-2» для изучения Марса.

1978 год. Запущена советская автоматическая межпланетная станция «Венера-11».

10 сентября

1923 год. Французский физик Луи де Бройль представил короткую заметку «Волны и кванты», в которой впервые выдвинул гипотезу о наличии у частиц волновых свойств.

1933 год. Родился советский космонавт Евгений Васильевич Хрунов. Он входил в экипаж корабля «Союз-5», который впервые состыковался с другим кораблем в пилотируемом режиме. Он же стал вторым космонавтом СССР, вышедшим в открытый космос. Для этого он использовал скафандр «Ястреб». Скафандр этой серии представлен на фото.

11 сентября

1935 год. Родился второй космонавт планеты Герман Титов. В своем первом в истории суточном полете он стал первым во многом. Он до сих пор является самым молодым космонавтом в истории. В момент старта ему было 25 лет.

12 сентября

1970 год. Запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-16», первый автоматический комический аппарат, доставивший на Землю образцы лунного грунта. В центре «Космонавтика и авиация» представлен макет возвращаемого аппарата этой сложной и огромной станции.

13 сентября

1959 год. Советская автоматическая межпланетная станция «Луна-2» впервые в истории достигла поверхности Луны.

14 сентября

1978 год. Запущена советская автоматическая межпланетная станция «Венера-12».

2015 год. Осуществлено первое прямое экспериментальное обнаружение гравитационных волн. Это событие стало точкой отсчета для принципиально новых исследований космического пространства. Оно стало результатом слияния двух черных дыр, а подробнее о них и других компактных объектах можно узнать в зоне «Космическая наука» в нашем центре.

15 сентября

1968 год. Запущен советский беспилотный космический корабль «Зонд-5» в рамках подготовки полета человека на Луну. Это первый аппарат с живыми существами на борту, облетевший Луну и вернувшийся успешно на Землю.

1976 год. Запущен пилотируемый космический корабль «Союз-22» с космонавтами Валерием Быковским и Владимиром Аксенов на борту. Корабль, созданный по проекту «Союз-Аполлон», был переоборудован и впервые оснащен многоспектральным фотоаппаратом МКФ-6 для изучения Земли.

1992 год. Принято постановление правительства РФ о разработке ракеты-носителя «Ангара». На экспозиции центра представлены макеты линейки этой перспективной универсальной ракеты-носителя.