Дайджест авиационных и космических дат (1–15 октября)

Добрый день, уважаемые читатели блога #КосмосИзДома!

С вами экскурсовод центра «Космонавтика и авиация» Александр Яровитчук.

С 4 по 10 октября отмечается Международная космическая неделя. Она будет праздноваться и в нашем центре. Уже подготовлена специальная программа, которая появится на нашем сайте чуть позже. Эта неделя выбрана не случайно, так как на ней (как и в целом в октябре) была масса интересных событий. Многие уже записаны в статье, опубликованной ранее, но там указаны далеко не все из них. Здесь же мы продолжаем знакомиться с важными моментами истории космонавтики, произошедшими в разные годы с 1 по 15 октября.

1 октября

1919 год. Родился генеральный конструктор самарского центрального конструкторского бюро, академик Дмитрий Иванович Козлов. Он руководил созданием ракет-носителей семейства Р-7.

Макеты ракет-носителей семейства Р-7 в центре «Космонавтика и авиация»

1975 год. Принята на вооружение противоспутниковая система, а именно спутники серии УС-А и ракеты-носители «Циклон-2».

2 октября

1910 год. Родился специалист по динамике и прочности конструкций летательных аппаратов, заместитель главного конструктора ЦКБЭМ (ныне РКК «Энергия») Сергей Осипович Охапкин. В центре «Космонавтика и авиация» представлены не только макеты ракет, но устройства, благодаря которым они были созданы, и, конечно, среди них есть аппараты проверки прочности.

Тензовесы для исследования аэродинамических и прочностных характеристик летательных аппаратов

1953 год. Создан завод №918 (ныне ОАО «НПП «Звезда»), который специализируется на создании средств спасения и жизнеобеспечения для пилотов летательных аппаратов. В павильоне «Космос» представлено множество изделий этого предприятия: скафандры, спасательные костюмы, кресла космонавтов.

Герметичный шлем пилотов высотных самолетов

3 октября

1968 год. Запущен первый европейский научно-исследовательский спутник ESRO-1A.

4 октября

1957 год. Запущен первый в мире искусственный спутник Земли, который испускал знаменитые радиосигналы «Бип-бип», возвестившие о начале космической эпохи.

Передатчик первого искусственного спутника Земли

5 октября

1985 год. Выполнен 3-й испытательный полет аппарата БТС-002 с испытателями Игорем Волком и Римантасом Станкявичюсом. Аппарат являлся кораблем-аналогом «Бурана» и был закреплен на фюзеляже самолета.

Макет корабля «Буран» на самолете ВМ-Т «Атлант»

1987 год. Выполнен 14-й автономный испытательный полет аппарата БТС-002 с космонавтами-испытателями Игорем Волком и Александром Щукиным на борту. Многие экспонаты центра «Космонавтика и авиация» и сейчас напоминают нам о развитии культового проекта.

Штурвал космического многоразового корабля «Буран»

6 октября

1964 год. Запущен спутник «Космос-47». Это был беспилотный вариант космического корабля «Восход». Макет корабля, а также оборудование и системы обеспечения жизнедеятельности для него хранятся в центре «Космонавтика и авиация».

Макет космического корабля «Восход-2»

1981 год. Запущен американский астрономический спутник SME (Solar Mesosphere Explorer) в целях изучения озонного слоя Земли.

8 октября

1928 год. Родился организатор информационно-измерительных систем ракетно-космического комплекса Олег Александрович Сулимов. Приемные и передающие устройства на ракетах и на Земле позволили контролировать и отслеживать все, что происходит с космической техникой.

Шары на макете научного исследовательского корабля «Космонавт Владимир Комаров» используются для отслеживания космических кораблей и станций

1965 год. Произошла жесткая посадка спускаемого аппарата автоматической межпланетной станции «Луна-7» на поверхность Луны западнее кратера Кеплера.

9 октября

1977 год. Запущен космический корабль «Союз-25» с космонавтами Владимиром Коваленком и Валерием Рюминым.

10 октября

1846 год. Британский астроном Уильям Ласселл открыл первый спутник Нептуна, названный Тритоном. Это седьмой по размеру спутник в Солнечной системе. Подробнее об этом и других объектах Солнечной системы можно узнать, зайдя в раздел «Исследования Солнечной системы» центра «Космонавтика и авиация».

Информационный плакат о планете Нептун и ее спутнике Тритоне

11 октября

1960 год. Президиум ЦК КПСС принял постановление об осуществлении первого пилотируемого полета в космос в декабре 1960 года.

1984 год. Американские астронавты Дэвид Листма и Катрин Салливан совершили выход в открытый космос. Катрин Салливан стала первой женщиной из США в открытом космосе.

Советские и российские скафандры для выхода в открытый космос

12 октября

1967 год. Запущен космический аппарат «Вертикальный космический зонд». Максимальная высота подъема составила 4400 км.

13 октября

1934 год. Родился генеральный директор и генеральный конструктор НПО «Энергомаш» Борис Иванович Каторгин. Под его руководством создавались самые мощные жидкостные реактивные двигатели. Его изобретение, антипульсационные перегородки, позволило значительно увеличить надежность реактивного двигателя. Изучить основные принципы работы двигателей можно на натурных образцах в павильоне «Космос».

Детали ракетного реактивного двигателя

1994 год. В России запущен спутник связи «Экспресс». Геостационарный спутник дал начало серии современных российских спутников телекоммуникаций. Версия «Экспресс-А» является одним из заметных экспонатов центра.

Спутник связи «Экспресс-А»

14 октября

1903 год. Родился конструктор авиационных и ракетных двигателей Семен Ариевич Косберг. Выдающийся инженер разработал двигатель РД-0105, который стал первым в мире двигателем, запущенным в космическом пространстве. Его двигатели устанавливались на всех первых автоматических станциях и космических кораблях.

Приборный отсек корабля «Восток» с двигателем РД-0105

1969 год. Запущен научно-исследовательский спутник «Интеркосмос-1» — первый аппарат, созданный в рамках программы сотрудничества социалистических стран.

Макет спутника «Интеркосмос» в масштабе 1:10

Чтобы подробнее узнать историю покорения космоса, приходите в центр «Космонавтика и авиация». У нас проводится немало интересных экскурсий и мероприятий, что придутся по душе каждому.